Без рубрики

Утиль по-пекински: как в КНР борются с автохламом и почему в РФ это невозможно

Эксперты объяснили, почему китайская система утилизации авто не подходит для РФ

Пока в России растет утильсбор во имя поощрения локализации в автопроме, в КНР вплотную занимаются проблемой утилизации. Власти Китая еще в 2021-м обязали производителей наладить систему переработки ТС. Портал «АвтоВзгляд» узнал у экспертов, насколько удачным стал китайский эксперимент и может ли он быть интересен для нашей страны.

Утиль по-пекински: как в КНР борются с автохламом и почему в РФ это невозможно

Власти КНР стали уделять пристальное внимание проблеме утилизации автомобилей летом 2021 года. Китайское руководство потребовало от производителей в течение двух лет организовать переработку машин как минимум на 95%. С тех пор прошло уже три с половиной года, и знаменитая своей эффективностью китайская властная вертикаль с ее жестким планированием, вероятно, добилась в этом вопросе заметных успехов. Быть может, России стоит перенять опыт восточных соседей?

Вопрос не в том, насколько успешен китайский опыт, а в том, как адаптировать его к российским реалиям, замечает автоэксперт Георгий Тароян. Ведь потребуется выстроить систему утилизации с нуля: развивать перерабатывающие мощности, внедрять эффективный контроль жизненного цикла ТС, привлекать в отрасль частные инвестиции.

Альтернативный путь — развитие рыночных стимулов, например — налоговых льгот для производителей, инвестирующих в переработку, или субсидий для автовладельцев, сдающих старые машины. В противном случае повышение утильсбора останется просто дополнительной нагрузкой на производителей и покупателей, считает эксперт.

Утиль по-пекински: как в КНР борются с автохламом и почему в РФ это невозможно

Фото: freepik.com

Впрочем, пойти по пути Китая в этом вопросе в любом случае не выйдет, уверен директор Института стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова Алексей Маслов. Он отмечает, что действительно, согласно одному из распоряжений Госсовета КНР, к 2023 году следовало наладить в стране систему эффективной утилизации автомобилей. Но в первую очередь — тех, которые ездят на электрической тяге.

5580

Дорогая авторухлядь: рынок подержанных авто скукожится и подорожает

Автоэксперт Ганжа прогнозирует рост цен на авто с пробегом уже весной

Утиль по-пекински: как в КНР борются с автохламом и почему в РФ это невозможно

Читайте также

Дело в том, что власти Китая субсидируют производство электрокаров, но не обычных авто, поясняет эксперт. А мощный рост дешевых «электричек», которому способствовала такая политика, привел к тому, что многие китайские покупатели стали менять машины не реже чем раз в три года, а зачастую даже раз в один-два года.

То есть покупать подержанные электромобили стало просто неинтересно. Результат — громаднейшие «кладбища» «электричек» в КНР. Самые крупные — под Пекином, Гуанчжоу и Шанхаем, то есть в непосредственной близости от крупнейших предприятий, производящих электромобили.

Утиль по-пекински: как в КНР борются с автохламом и почему в РФ это невозможно

Фото: globallookpress.com

Таким образом, задача по утилизации только электрокаров тоже не была решена в Поднебесной. И это притом, что почти все крупнейшие автоконцерны в Китае — либо государственные, либо с большой долей участия государства, замечает Маслов. Единственная крупная частная компания в этом секторе — Geely.

2899

Будем ездить на трамваях: число легковых авто в России резко сокращается

Легковушек на дорогах страны становится все меньше, и это печальная закономерность

Утиль по-пекински: как в КНР борются с автохламом и почему в РФ это невозможно

Читайте также

Кроме того, власти КНР, дотируя производство самих электромобилей, не дотируют производство запчастей для них. И если аккумуляторные двигатели «электричек» в Китае массово утилизируют (и обязаны делать это по закону), то остальные компоненты — нет.

Иными словами, китайский опыт утилизации в любом случае не имеет на данный момент практической ценности для России. Ведь электрокары (а в КНР в 2024-м произвели еще более 13 млн таких ТС) в нашей стране пока гораздо менее востребованы. Да и любой другой сторонний опыт, разумеется, должен быть применимым к отечественной специфике.

Впрочем, и об этом говорить рано: пока вся политика в этой области в нашей стране сводится, увы, к повышению утильсбора. В России пока нет внятной стратегии переработки отживших свое автомобилей.

Источник

Похожие записи

Власти Сингапура пригрозили криптокомпаниям штрафами и уголовными делами

Денежно-кредитное управление Сингапура (MAS) объявило, что до 30 июня все местные компании, предлагающие криптовалютные услуги зарубежным клиентам, должны получить лицензию этого ведомства — либо немедленно прекратить все трансграничные…

Биткоин-кит переместил 61 BTC после более 11 лет бездействия

Неизвестный биткоин-кит переместил 61 BTC. Он был неактивным в течение 11 лет и шести месяцев. Комиссия за транзакцию составила $4,57. 22 июня 2025 года неизвестный биткоин-кит переместил 61…

Теряет ли сеть Pi доверие сообщества из-за падения цен на 30% в июне?

Pi Network сохраняет устойчивость, несмотря на более масштабный спад криптовалют и ограниченное присутствие на рынке. Перепроданный RSI и отскок от $0,475 намекают на возможное краткосрочное ценовое дно. Долгосрочный…

Активность в L2-сети Ink от Kraken возросла в преддверии аирдропа

На фоне подготовки к выпуску токена INK активность в одноименной сети второго уровня от Kraken значительно возросла. На прошлой неделе Ink Foundation анонсировала выпуск нового криптоактива с фиксированным…

Доллар будет укрепляться на фоне ударов США по Ирану: прогноз экономиста

Этот материал будет полезен нашим читателям, которые хотят узнать, как обострение отношений между США и Ираном повлияет на курс доллара. В ночь на 22 июня США атаковали три…

Lynk & Co 10 EM-P: гибридный седан на базе электрической модели Z10

Китайцы анонсировали гибридный седан Lynk & Co 10 EM-P. Построили его специалисты марки не с нуля, а на базе уже существующей электрической четырехдверки Lynk & Co Z10. Бензин-электрический…