Без рубрики

Забытые концепты: Renault Eolab

Лаборатория на колесах с расходом топлива 1 литр на 100 километровЖурналисты немедленно прозвали Renault Eolab «Clio за миллиард евро». Концептов тогда построили два: один блистал на парижском автосалоне, а другой выглядел попроще, но вобрал в себя все перспективные технологии для снижения расхода топлива. Это была попытка создать будущее именно компактных, недорогих машин. И одно из важнейших требований — «реалистичность» всех примененных решений в среднесрочной перспективе. Посмотрим на них ровно десять лет спустя.

Забытые концепты: Renault Eolab

© Renault

Для начала вспомним, что это было за время. Осень 2014-го. До Дизельгейта оставался ещё почти год. Тотальная электрификация ещё не заняла повестку дня, но Tesla Model S производилась уже два года. «Литровый» Volkswagen XL1 стал условно-серийным в 2011 году и явился для концерна Volkswagen таким же суперпроектом, как Bugatti Veyron. Только менее успешным и благополучно забытым сегодня.

Один день с Volkswagen XL1Скандал VWСтатьи года 2014

Renault Clio, который не раз упоминается в этом материале, — модель четвертого поколения, которая вышла на рынок в 2012 году, и типичным для неё был турбодизель 1.5 dCi, который чаще сочетался с ручной коробкой передач. Если кто-то пробовал привычное европейцам сочетание тех лет «маленький дизель + механика», скорее всего, запомнил, насколько это было экономично и в то же время некомфортно. Особенно на узких европейских улочках с подъемами, мощеных скользким булыжником.

И вот — концепт, который призван радикально снизить расход топлива и предвосхитить доступные малолитражки будущего. Только у него нет ни дизеля, ни турбонаддува. Зато нет и третьей педали. А ещё, например, зеркал.

Забытые концепты: Renault Eolab

Инженеры в целом соглашались с тем, что Eolab — это видение Clio будущего. Года примерно 2022-го, уточняли они. На втором, не выставочном экземпляре, опробовали более сотни инновационных решений, которые со временем должны были реализоваться в конструкции серийных моделей. Двадцати новым идеям конкретное воплощение назначили на 2016 год, еще полсотни планировали внедрить до 2018 года, и еще сорок — до 2022 года.

Забытые концепты: Renault Eolab

Главная задача звучала банально: максимальное сокращение выбросов CO2. Достигать его планировали за счет снижения массы, совершенствования аэродинамики и повышения КПД силового агрегата. Сверхзадача проекта — совместить всё это с доступной ценой. Иными словами, в Renault пытались изобрести новый Prius, только в европейских размерах и на новом технологическом уровне.

Фокус с трансмиссией

Сцепления нет, синхронизаторов нет, передач всего три. Зато есть девять режимов работы гибридного привода: именно столько придумали вариантов кинематической связи между двигателем, электромотором и колесами. Конструкция получилась простой, компактной и эффективной — кажется, что Eolab и сегодня способен стать прародителем нового поколения недорогих гибридных автомобилей.

Забытые концепты: Renault Eolab

Из неочевидных, но важных достижений: поперечный размер гибридного силового агрегата не больше, чем у двигателя и коробки любого компактного или среднего Renault. Значит, запустить такой гибрид в серию не составит особого труда, а переоборудовать сборочные линии не придется.

Забытые концепты: Renault Eolab

Важнейший элемент силового агрегата — исключительно компактный электромотор на постоянных магнитах. У него низкая инерция, высокий крутящий момент (200 Нм при 0–200 об/мин), мгновенный и четкий отклик, способность точно поддерживать заданный режим, высокий КПД. Такие характеристики позволили доверить электромотору работу сцепления и обойтись без синхронизаторов в коробке передач: при переключении мотор сам обеспечивает требуемую частоту вращения валов.

Забытые концепты: Renault Eolab

Автомобиль стал легче, и теперь литрового трехцилиндрового двигателя мощностью 75 л.с. хватает, чтобы обеспечить динамику на уровне Clio со 120-сильным турбомотором TCe, (0–100 км/ч за 9 секунд). Кроме того, маленький двигатель расходует меньше топлива, к тому же гибрид на 250 кг легче Clio (без аккумуляторов разница составила бы целых 400 кг). Хотя, конечно, чтобы сбросить «избыточный вес», пришлось потратиться на современные материалы, да и гибридный привод вышел дороже традиционного.

Не только город

Автоматизированная коробка, легкий руль и хороший обзор (вместо трех зеркал — три дисплея) заметно облегчают жизнь водителю. Кроме того, бортовая электроника снабжает его всей информацией, необходимой, чтобы оптимизировать расход топлива и увеличить запас хода на электротяге (почти 65 км). Этакий призыв к оптимизации, который, правда, отвлекает от дороги.

Прежде чем тронуться, нужно выбрать режим: «электрический plug-in», позволяющий двигаться на электротяге со скоростью до 120 км/ч (только на первой и второй передачах) или «дальняя поездка»: привод работает в гибридном режиме, экономя заряд аккумуляторов до тех пор, пока вы не въедете в город.

Об этом режиме стоит рассказать отдельно. До скорости 15 км/ч ДВС молчит. Такова конструкция: в отсутствие сцепления тронуться с места на бензиновом двигателе невозможно. Так, если аккумуляторы разряжены (например, если в течение месяца автомобилем никто не пользовался), сначала нужно включить функцию Smart Charge: бензиновый двигатель раскрутит генератор, а тот, в свою очередь, за пару минут зарядит 150-килограммовую аккумуляторную батарею до минимально необходимого уровня.

Забытые концепты: Renault Eolab

На скоростях выше 15 км/ч ДВС и электромотор работают совместно: аккумуляторы на каждом торможении подзаряжаются, а электромотор на каждом ускорении выполняет обязанности бустера. Чтобы реализовать предусмотренные режимы работы, привод использует все три передачи, при этом вал третьей передачи всегда соединен с бензиновым двигателем.

Забытые концепты: Renault Eolab

И всё это работало! Да, силовой агрегат на прототипе всё требовал доводки: передачи переключались резко, а вся работа двигателей и трансмиссии была отлично слышна в салоне. Но ведь на том этапе это была лаборатория на колесах…

Ближе к реальности

Весь проект Renault Eolab строили вокруг снижения массы, но сбросить лишние килограммы — не самоцель. Главное, чтобы все новые решения можно было внедрить в производство, не меняя оснастку. Только так можно удержать на низком уровне и затраты, и расход: ведь Eolab и его серийные наследники должны были выйти на рубеж 1 л/100 км (пусть и по актуальному на тот момент измерительному циклу NEDC), оставаясь при этом по карману самому широкому кругу покупателей.

Из-за этих требований инженерам не были доступны очевидно дорогие решения вроде карбонового монокока суперкаров. Но результата они достигли. Собственная масса Eolab на 400 кг меньше, чем у Clio: 130 кг сэкономили на несущем каркасе и кузовных панелях, 160 кг — на механике, еще 110 кг — на оборудовании и обивке салона. Во всех случаях очень важна роль поставщиков. Так, компания Saint-Gobain уменьшила толщину ветрового стекла с 4,5 до 3 мм, сохранив при этом все его характеристики. Экономия массы составила 7,7 кг. Компания Faurecia разработала тонкие сиденья, облегченную обивку и композитный пластик для днища, она же принимала участие в работе над каркасом кузова и системой выпуска.

Забытые концепты: Renault Eolab

Специалисты Michelin предложили облегченные шины с низким сопротивлением качению и высокими аэродинамическими свойствами. Размер, мягко говоря, нестандартный: 145/70 R17 — для своего посадочного диаметра шина очень узкая. Инженеры Continental создали компактную тормозную систему. Наконец, металлурги фирмы Posco подобрали сплав алюминия и магния для панели крыши — она весит 4,5 кг, а стальная весила бы все десять.

Раздвигая воздух

Площадь фронтальной проекции Eolab — 2 м2, значение Cx — 0,235, на 30% ниже, чем у Clio. Только за счет этого, в пересчете на одинаковые двигатели, расход топлива на скорости 130 км/ч снизился на 1,2 л/100 км. В плане аэродинамики задняя часть кузова важна не меньше передней: чтобы максимально ограничить турбулентность, конструкторы предусмотрели за задними колесами специальные поворотные крылышки (высотой 40 см и шириной 10 см), которые на скорости свыше 70 км/ч открывают шестисантиметровые щели. На низких скоростях передний спойлер смещается на 10 см вниз, ограничивая поток воздуха под днищем. Колесные колпаки тоже активные: когда нет необходимости охлаждать тормозные диски, специальный механизм поворачивает их, перекрывая промежутки между спицами.

Забытые концепты: Renault Eolab

Очень помогает подвеска с автоматической регулировкой высоты: в городе клиренс увеличивается, чтобы автомобиль беспрепятственно преодолевал «лежачие полицейские». С учетом того что сиденья стоят на 5 см ниже, чем в Clio, это еще и упрощает доступ в салон.

Забытые концепты: Renault Eolab

На скоростной магистрали Eolab, наоборот, прижимается к асфальту. Для облегченных пятиместных автомобилей активная подвеска практически обязательна, она корректирует настройки при изменении нагрузки в диапазоне от 805 кг (собственная масса) до 1200 кг (полная масса). Обычные пружины и амортизаторы с такой задачей не справятся, их применение обязательно приведет к неприемлемому балансу комфорта и поведения машины в движении.

Конструкторы Renault одели концепт Eolab в странный кузов: со стороны водителя одна дверь, со стороны переднего пассажира — две. Сделано это для того, чтобы на одном прототипе проверить поведение конструкций и материалов как в версии купе, так и в обычном пятидверном варианте.

Забытые концепты: Renault Eolab

Renault Twingo показал, как инженеры, пытаясь облегчить конструкцию и сделать автомобиль более безопасным для пешеходов, смогли отказаться от традиционных петель капота. Eolab пошел дальше: у него капот вообще не открывается.

Десять лет спустя

Можно ли сегодня разглядеть на воде круги, которые когда-то оставил Eolab? Да! Пятое поколение Renault Clio выпускается с 2019 года. В апреле 2023-го представили обновленную версию. Крыша хэтчбека всё еще сделана не из магния, шины не ужались до 145 миллиметров, а на корме нет никаких аэродинамических закрылков. Впрочем, выглядит Clio круче, чем Eolab.

Забытые концепты: Renault Eolab

Renault Clio пятого поколения выпускают с 2019 года, обновили в 2023-м

С рестайлингом из гаммы исчез турбомотор 1.3 (140 л.с.), а также автоматические коробки передач (и вариаторы, и «роботы» с двумя сцеплениями). Остались только трехцилиндровые бензиновые двигатели объемом 1,0 л (67 и 91 л.с.), мотор 1.0 TCe LPG на природном газе (101 л.с.) и турбодизель 1.5 dCi (100 л.с.). Их продают только «на ручке».

Единственной версией с двумя педалями остается гибрид Renault Clio E-Tech. Он был представлен в 2020 году и как раз является прямым техническим наследником Renault Eolab! У него атмосферный бензиновый двигатель 1.6 (94 л.с.), электромотор на 69 л.с., небольшая батарея на 1,2 кВт·ч и трансмиссия без синхронизаторов и сцепления. Максимальная мощность всей системы — 143 л.с. Трогаться Clio E-Tech может только на электротяге, а 100 км/ч набирает за 9,3 секунды. Правда и весит он куда больше, чем Eolab: 1323 кг без водителя. Впрочем, массу серийных машин любой ценой не экономят — покупателям нужно современное оборудование. Например, система автоматического торможения, которая не даст сбить пешехода. И она у нового Clio, конечно, есть.

Источник: motor.ru

Похожие записи

Уральскому городу Коркино опять не повезло — теперь с травматологами

Город Коркино в Челябинской области опять оказался в эпицентре скандала. Но если осенью там были цыганские погромы, то теперь другая беда — в городе некому лечить травмированных людей. Уволились последние специалисты. Стоит сказать, что…

Прогноз курса доллара 2025: рубль выглядит существенно недооцененным

Рубль заметно упал к доллару в последние месяцы по совокупности причин. При этом, у финансовых властей осталось не так много инструментов, которыми можно укрепить курс рубля к доллару. Можно было бы снова повысить требования по минимальному…

Плохо работаете: Председатель Госдумы Володин бросил вызов министрам

— Ряд министерств недобросовестно подходит к исполнению своих обязанностей. Так сказал спикер Госдумы Вячеслав Володин на первом пленарном заседании после праздников. Некоторые эксперты или блогеры уже поделились мнением, что Володин устроил…

Биткоин станет самым привлекательным активом для инвестиций

По мнению директора исследовательского отдела компании Fundstrat Global Advisors Тома Ли, биткоин в этом году может стать одним из самых привлекательных активов для инвестиций. По его мнению, существующая…

Комбо Карты Grand Combat 14 Января 2025 Года

В Grand Combat Раскрыт список новых карточек для комбо дня от 14 января. Что представит пользователям очередную возможность для получения дополнительного вознаграждения. После завершения данного задания вы получите…

Власти США призвали криптоотрасль к сотрудничеству в борьбе с хакерами из Северной Кореи

Соединенные Штаты, Япония и Республика Корея призвали участников криптоиндустрии и разработчиков блокчейна объединиться в государственно-частном партнерстве для совместной борьбы против киберпреступников из Северной Кореи. В совместном заявлении говорится,…