Эксперты авторынка прогнозируют волну банкротств логистических компаний
Эксперты рынка коммерческого транспорта бьют тревогу: по их мнению, отрасли серьезно угрожает ужесточение условий лизинга, без которого комтранс просто не мыслим. Портал «АвтоВзгляд» выслушал мнение специалистов и сделал свои выводы.
В наступившем 2025 году доля грузовых авто, приобретаемых в России в лизинг, может сократиться на 60% относительно предыдущего года, что, по сути, приведет почти к полному логистическому коллапсу в стране. К такому выводу пришли авторы исследования, подготовленного специалистами компаний ПЭК, «АвтоГрузЭкс» и Dentro.
При этом отраслевые аналитики уделили особое внимание резкому повышению стоимости лизинга. По их мнению, в новом году ставки продолжат расти, а максимальные уровни вполне способны достичь 29-30%. Более того, банки, по убеждению авторов обзора, будут стремиться сократить количество выданных продуктов в пересчет на объем капитала.
И с этой целью продолжат повышать надбавки по договорам. В свою очередь, логистические компании из-за резкого снижения рентабельности будут вынуждены ограничить обновление и пополнение своих автопарков. В конечном итоге это приведет к снижению количества доступного грузового автотранспорта по всей стране, уверены эксперты.
Так, финансовый директор ПЭК Роман Ромашевский замечает, что за январь- ноябрь 2024-го доля лизинга на российском рынке грузовой техники уменьшилась на 21% относительно аналогичного периода предыдущего года: до 61 тыс. авто. И учитывая сопутствующие факторы, по итогам нового года показатель вполне может снизиться еще на 60%. Эксперт указывает, что лизинговые платежи в сегменте грузовой техники за минувший год повысились на четверть — до 26-27%.
78161
Неудачное решение: грузовики Sitrak разочаровали российских предпринимателей
Китайские тягачи Sitrak оказались ненадежными, прихотливыми и сложными в содержании
Читайте также
Также в 2024-м, помимо учетной ставки, выросли банковские надбавки к ней — на три процентных пункта. Причем во многих финансовых организациях, по утверждению Ромашевского, рассчитывают на дальнейшее увеличение ставки, в связи с чем фиксируют надбавку в лизинговых договорах в 5-6% на несколько лет вперед.
Кроме того, ЦБ, как напоминает эксперт, ужесточает требования к выдаче не только кредитов, но и лизинговых продуктов: увеличивает макропруденциальные надбавки для финансирования лизингодателей. А это напрямую влияет на размеры ставок. В результате лизинговые ставки за 2025 год могут вырасти до 29-30%, прогнозирует г-н Ромашевский.
При этом среднемесячный лизинговый платеж на один грузовик к декабрю вырос на 40% — до 317 тыс. руб., утверждает операционный директор Dentro Илез Хамурзиев. А общая стоимость сцепки (тягач и полуприцеп) с учетом лизинговых платежей на 48 месяцев увеличилась на 6% — до 14,1 млн руб., уточнил он. И к концу нынешнего года, по его мнению, стоимость сцепки может достигнуть 25 млн руб. В таких условиях перевозчикам невыгодно приобретать новые ТС, и они заметно ограничат пополнение своих парков, уверен представитель Dentro.
А Роман Ромашевский добавляет, что из-за резкого роста ставок, в отрасли будут обновлять технику преимущественно за счет собственных средств. Что угрожает риском снижения доли лизинга в структуре продаж грузовиков до рекордных 53%, прогнозирует он. Для сравнения: предыдущий минимум за пять лет, зафиксированный в 2019 году, составил 68%.
Правительство России в 2025 году выделит 9,7 млрд руб. на продление программы льготного лизинга для техники отечественной сборки, отмечает президент «АвтоГрузЭкс» Вадим Филатов.
14941
Фуры без людей: дефицит дальнобойщиков в России продолжает расти
Производители автономных грузовиков уверены, что смогут закрыть нехватку кадров
Читайте также
Компании, по его признанию, смогут заключать лизинговые договоры на использование беспилотных магистральных тягачей с субсидией 49%. Авансовый платеж на остальные российские ТС можно будет снизить на 10%, что позволит сократить затраты перевозчиков на приобретение техники в 2025 году. Но с учетом нехватки отечественных тягачей и резкого роста утильсбора этого недостаточно, уверен эксперт.
Филатов также подчеркивает: на фоне резкого повышения затрат на закупку техники, роста оплаты труда сотрудников, снижения тарифов и развития на рынке недобросовестной конкуренции, рентабельность компаний за год снизилась на 10%. И по итогам 2024-го около 17,5 тыс. грузовиков, взятых в лизинг, были досрочно возвращены в сток.
Нетрудно заметить, что многие из озвученных представителями отрасли проблем, которые актуальны для комтранса, серьезно сдерживают развитие российского авторынка в целом. Но есть и своя специфика. Этот сегмент вряд ли способен выжить без доступных финансовых инструментов, наличие которых в условиях неопределенности дальнейшей политики ЦБ — под большим вопросом.
Эксперты, разработавшие вышеупомянутый обзор, заверяют, что направят в правительство конструктивные предложения, способные повлиять на ситуацию в отрасли. Но что они могут посоветовать в связи с неясностью относительно учетной ставки, на которую кабмин никак не влияет?
Эксперты портала «АвтоВзгляд» неоднократно отмечали (в предыдущие месяцы — особенно часто), что нынешняя денежно-кредитная политика, которая вроде как призвана стабилизировать экономическую ситуацию, крайне негативно влияет на деловую активность в России.
Смогут ли представители комтранса — чью важную роль для нашей торговли сложно переоценить и в нынешних условиях «поворота на Восток» — выдвинуть предложения, способные нивелировать пагубное влияние высоких кредитных ставок? Сложно сказать. Но если власти ни в чем не пойдут на уступки этой отрасли, то нет никак гарантий, что в 2025-м мы не увидим полную «заморозку» грузоперевозок в стране…