Без рубрики

Уральский эксперимент с оптимизацией нарвался на дружный мат рассерженных горожан

Уральский эксперимент с оптимизацией нарвался на дружный мат рассерженных горожан

Прошлым летом довелось отдыхать в Белоруссии, там я лечился в санатории в небольшом городе Барановичи. Он небольшой — население около 170 тысяч, но очень разбросанный. Потому роль общественного транспорта в жизни горожан высока. Что удивило: автобусы ходили четко по расписанию, буквально минута в минуту. Точнее, чем поезда у нас.

Первое время я за этим следил, пытаясь «подловить» водителей, а потом махнул рукой — соблюдают, забодай его корова, этого Батьку. Пыхтят, старые, но ходят по расписанию. Видно, «колхозник» Лукашенко знает какие-то тонкости и городского дорожно-транспортного хозяйства, которые не могут постичь в России. А может, у него просто денег меньше, потому каждый рубль с умом использует? Ну, и следит, чтобы поменьше воровали.

Сегодня во многих наших городах взялись, наконец, за транспортную реформу. Планов — громадье. И где-то они реализовывают. Поэтапно, как нам говорят. Но будет ли конечный результат? Чтобы и автобусы, как в Белоруссии ходили четко по расписанию, и чтобы сесть в них можно было бы без проблем, и не чувствовать себя селедкой в бочке, когда добираешься из пункта «А» в пункт «Б».

Посмотрим, как транспортная реформа идет на Урале — и в миллионниках, и в городах поменьше.

Челябинск

В столице Южного Урала сделают новый план развития общественного транспорта. Областной Миндортранс уже объявил госзакупку- по разработке такого плана. На сайте госзакупок сообщают, что власти за данную работу заплатят более 61 миллиона рублей. Замминистра дорожного хозяйства и транспорта области Александр Егоров объяснил необходимость госзакупки новым федеральным законом. Новые стандарты в ближайший год должны внедрить, кстати, все регионы России.

Работа предстоит масштабная. Так, подрядчику придется изучить существующие документы транспортного планирования, параметры жилой застройки, дорожной сети, численность и состав жителей города, работу существующих маршрутов, статистику ДТП, доходы и расходы перевозчиков, а также, что немаловажно, жалобы пассажиров на работу общественного транспорта. Не секрет, что этих жалоб много. Причем, как на работу общественного транспорта в самом областном центре, так и в пригородах, куда переехали жить уже десятки тысяч челябинцев.

Транспортная реформа идет в Челябинской области третий год. Очевидные плюсы реформы — радикальное обновление подвижного состава, появление выделенных полос для общественного транспорта, перевод всего общественного транспорта на работу по безналичному расчету, масштабная реконструкция системы трамвайного и троллейбусного транспорта.

Мало того, в Челябинске на площадке трубопрокатного завода создали новое производство — по выпуску троллейбусов. Никогда в городе не было своих троллейбусов, а теперь есть.

Очевидные минусы реформы — сбои в расписании, переполненные из-за этого салоны автобусов и троллейбусов. Кроме того, много вопросов звучит от челябинцев в соцсетях по поводу так называемой оптимизации маршрутов. Причем, вопросы горожане задают властям порой в весьма резкой форме.

Власти объясняют проблемы с расписанием хронической нехваткой водителей и наконец-то объявили о повышении зарплаты, чтобы ликвидировать кадровый дефицит. Что касается в целом решения накопившихся в системе общественного транспорта по ходу реформы проблем, то их обещают решить в течение года.

Общественник, бывший член рабочей группы Миндортранса Челябинской области Александр Агарков, в беседе с «СП» подробно высказался по поводу того, как идет реформа системы общественного транспорта в Челябинске:

— Причина этой закупки — изменения в федеральном законодательстве, обязавшие регионы иметь два новых документа — РКПТО (региональный комплексный план транспортного обслуживания) и РСТО (региональный стандарт транспортного обслуживания). Федералы выделяют довольно много денег на развитие общественного транспорта в стране и хотят, чтобы регионы подробно распроектировали, как эти деньги тратить.

«СП»: А без этих новых документов нельзя было обойтись?

— По моему убеждению, если власти на региональном и муниципальном уровне хотят развивать транспорт, они и без этих документов знают, что нужно делать. Если же задача «лишь бы было» — то да, наверное, эти документы заставят обеспечить хоть какой-то минимум, а не как сейчас в Курганской области, где ряд муниципалитетов не обслуживаются общественным транспортом вообще.

«СП»: Челябинск, к счастью, не Курган…

— Что касается ситуации с транспортом в Челябинске, основные проблемы — жёсткая нехватка кадров (как водителей транспорта, так и строителей, которые должны возводить инфраструктуру), дороговизна подвижного состава и недоступность рыночного кредитования, а также ограниченный доступ к наилучшим технологиям из-за санкций недружественных стран.

Это раньше купить можно было, вроде бы, российский автобус, но в нём двигатель Caterpillar или MAN, коробка передач ZF, мосты Raba и т. д. — всё из недружественных стран.

Когда-то Вологда закупила скоростные стрелки для троллейбусной контактной сети в странах Евросоюза. А Челябинск в настоящее время вынужден довольствоваться тем, что производят в России.

«СП»: Вот мы и подошли к теме импортозамещения.

— Импортозамещение — вызов, который в перспективе, думаю, даже пойдёт нам на пользу. Но сейчас производится не вся номенклатура и не всегда качественно, мы пока на сложном пути. Вернуть «как прежде» уже точно не получится, ведь ровно те же проблемы есть и у маршрутчиков. Ford, Peugeot и Citroen, к которым мы привыкли, уже недоступны.

Цены на запчасти к старым машинам «улетели в космос», а ГАЗель и ПАЗ также подорожали и имеют сложности с импортозамещением комплектующих. Ну и самое главное — люди. На старую сеть маршруток нужно более пяти тысяч водителей. Сейчас об этом даже говорить не имеет смысла. В имеющихся реалиях делается, что возможно.

«СП»: Есть объективные трудности, а есть субъективные…

— Основные ошибки, на мой взгляд — это нерешительность дорожников. Несколько лет назад мы говорили, что выделенка — это удобно, а автолобби нам отвечало: «Нет, НАМ неудобно». Сейчас выделенка — вопрос выживания общественного транспорта как такового, потому что водителей больше не станет, автобусов больше не станет.

Но знаки, буква «А» на асфальте и камеры видеофиксации нарушений позволят тому же количеству автобусов проезжать маршрут быстрее и, значит, делать больше рейсов за день. В то же время в 2024 году наш комитет дорожного хозяйства, по сути, не решился сделать ни одной выделенки там, где действительно есть пробки, и автобусы «застревают».

«СП»: И что будет, если эти ошибки исправить?

— Уверен, что, если выполнить все нужные мероприятия по выделенным полосам, а также начать внедрять шлюзы для удобных левых поворотов общественного транспорта с выделенки, — то большая часть проблем общественного транспорта города исчезнет, несмотря на объективные трудности.

Кстати, большая часть этих мероприятий заложена в Комплексную схему организации дорожного движения (КСОДД). Но, к сожалению, нет санкций, которые бы обязали администрацию города своевременно эти мероприятия исполнять.

Екатеринбург

В столице Урала о реформе городского транспорта объявили весной. Здесь внедряются так называемые брутто-контракты.

С августа перевозчикам собирались начать платить не за количество перевезенных пассажиров, а за добросовестное выполнение работы, прежде всего за четкое соблюдение графика. Правда, на дворе уже ноябрь, а губернатор Куйвашев только сейчас утвердил порядок предоставления средств для перехода на брутто-контракты.

Но так или иначе процесс пошел. Всего областным бюджетом будет выделено на эти цели почти 900 млн руб.

В столице Урала тоже планируется комплексно модернизировать всю транспортную инфраструктуру. Результат власти планируют показать к концу 2025 года.

Тюмень

В этом году транспортную реформу начали и в Тюмени. И уже есть первые жалобы. Например, по поводу все той же оптимизации маршрутов.

Курган

В областном центре транспортная реформа идет с 2023 года. В городе появилось более 100 современных автобусов, внедряются электронные табло на остановках. Однако и здесь есть вопросы у горожан по поводу изменений в работе маршрутов.

Сургут

В этом богатейшем городе России (население 420 тыс., причем каждый год оно заметно растет) транспортную реформу ведут тоже с прошлого года. И здесь хватает проблем.

Довольна реформой лишь треть горожан. Вы будете смеяться, но и в этом городе ахиллесовой пятой стала оптимизация маршрутов.

Похоже, существуют общие уязвимые места у транспортных реформ в уральских столицах. Может, реформаторам стоит теснее общаться друг с другом? Чтобы не наступать на одни и те же грабли поочередно.

Источник

Похожие записи

Coinbase требует от правительства Орегона раскрыть документы о криптовалютной политике

Криптовалютная биржа Coinbase подала иск к властям штата Орегон, обвинив чиновников в принятии решений о регулировании цифровых активов без должной прозрачности. В ходатайстве о судебном запрете, поданном в…

Ретейл не в рынке. Что это значит для биткоина

Биткоин успел несколько раз за год обновить абсолютный максимум. 14 июля монета в моменте торговалась по $123 091 Часто активный рост биткоина поддерживают покупки частных инвесторов, но на…

Индекс сезона альткоинов держится на уровне 32, рынок уверенно входит в «сезон биткоинов»

Индекс сезона альткоинов остается низким на уровне 32, что свидетельствует о продолжающемся доминировании биткоина на рынке. Недавний рост альткоинов демонстрирует умеренное восстановление, но не может спровоцировать более широкие…

Skyline запускает обернутый токен cAP3X на блокчейне Cardano

Екатерина Богатырева Компания Skyline, специализирующаяся на разработке блокчейн-решений в области функциональной совместимости, объявила о запуске на блокчейне Cardano токена cAP3X — обернутой версии AP3X. Проект реализуется в партнерстве…

Solana наращивает присутствие на рынке токенизированных активов с ростом на 140% в 2025 году

Согласно последнему отчету аналитической компании Messari, блокчейн Solana демонстрирует стремительный рост в сегменте токенизированных реальных активов (RWA), увеличив их объем до $418 млн с начала года. Этот показатель…

Стоит ли сейчас покупать доллары для сбережения денег? Экономист дал совет

Этот материал будет полезен нашим читателям, которые хотят узнать, стоит ли вкладываться в иностранную валюту для сохранения сбережений. Покупка иностранной валюты с целью быстрой прибыли в текущих условиях…