Без рубрики

У РЖД вырос экспорт грузов на восток на фоне отмены угольных квот

После отмены с 2025 года обязательств по перевозке угля, экспорт остальных грузов в восточном направлении у РЖД вырос более чем на 14%. Частично объемы экспортного угля перераспределяются на другие направления

У РЖД вырос экспорт грузов на восток на фоне отмены угольных квот

Экспорт неугольных грузов по железной дороге в восточном направлении увеличился по итогам января 2025 года на 14,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 4 млн т. В частности, за счет нефтепродуктов (их перевозки выросли на 13,1% к аналогичному периоду прошлого года), черных металлов (+51,3%), контейнерных грузов (+16,7%) и руд (+26,8%), сообщили РБК в пресс-службе РЖД.

Январь стал первым месяцем, когда стали действовать новые принципы перевозки угля. С 2025 года экспортные поставки топлива осуществляются в соответствии с Правилами недискриминационного доступа (ПНД): теперь уголь транспортируется в одиннадцатой очереди, в то время как до этого он стоял в третьей. Этот приоритет обеспечивали соглашения между РЖД и угледобывающими регионами на доставку продукции на экспорт на Восток. В 2024 году их объем был максимальным и составил около 100 млн т, квоты распространялись на Кузбасс, Якутию, Бурятию, Хакасию, Иркутскую область и Туву.

Правительство приняло решение с этого года не сохранять преференции, обязательное соглашение заключили только с Кемеровской областью (в объеме 54,1 млн т). Дискуссия относительно непродления квот началась после письма гендиректора — председателя правления РЖД Олега Белозерова президенту Владимиру Путину, в котором он попросил рассмотреть такую возможность. В качестве аргументов топ-менеджер приводил риски невыполнения национальной цели по несырьевому неэнергетическому экспорту к 2030 году, потери доходов холдинга в размере 25 млрд руб. и потенциальное снижение его инвестпрограммы (в итоге она сократилась более чем на 40% в 2025 году. — РБК), что повлекло бы за собой сокращение сотрудников, задействованных в реализации инфраструктурных проектов.

Позднее Институт экономики развития транспорта, близкий к РЖД, оценил финансовые потери перевозчика от действия угольных соглашений в размере 206 млрд руб. В частности, это объяснялось невывозом порядка 15 млн т высокотехнологичных грузов, к которым относятся товары в контейнерах, химикаты и прочие, черные металлы, удобрения, зерно и нефтепродукты.

Как сейчас перевозится уголь

В основе действующих правил заложен принцип сбалансированного и равно доступного распределения пропускных способностей между грузоотправителями с учетом государственных интересов, а также исходя из вклада перевозимых грузов в экономику, пояснил представитель РЖД. «Такое распределение будет способствовать выполнению майского указа 2024 года в части увеличения доли экспорта несырьевых неэнергетических товаров к 2030 году не менее чем на две трети к уровню 2023 года», — добавил он.

Новости компаний РБК Компании Оптовые компании с выручкой более 2 млрд рублей в год Посмотрите сведения в каталоге

У РЖД вырос экспорт грузов на восток на фоне отмены угольных квот

РБК Компании Как делиться новостями своего бизнеса Где публиковать новости компании, какие форматы работают лучше всего и как правильно написать новостную статью

У РЖД вырос экспорт грузов на восток на фоне отмены угольных квот

РБК Компании Старейшие компании в сфере телерадиовещания Изучите актуальные данные в региональном каталоге

У РЖД вырос экспорт грузов на восток на фоне отмены угольных квот

По данным Владимира Савчука, заместителя гендиректора Института проблем естественных монополий, общая погрузка в направлении Дальнего Востока в январе увеличилась на 5,1%, 64% роста пришлось на уголь, без которого существенный рост перевозок «трудно достижим». Эксперт отмечает, что этот показатель связан с низкой грузовой базой относительно января 2024 года.

«Соответственно, пока замещения угля высокодоходными грузами не происходит, так как размеры грузовой базы, альтернативной углю, не позволяют наращивать погрузку в целом на сети (в январе она сократилась на 1,8%, до 93,1 млн т, что объяснили в РЖД в том числе большим объемом перевозок высокодоходных, но легковесных грузов. — РБК)», — говорит он. За 2024 год общая погрузка снизилась на 4,1%, транспортировка высокодоходных грузов сократились на 3,6%, среднедоходных — на 3,3%, низкодоходных — на 6%.

В первый месяц 2025 года экспорт угля на восток из всех регионов вырос на 5,5%, до 9,5 млн т, прежде всего на фоне увеличения поставок из Новосибирской области (+0,7 млн т, в январе 2024 года перевозки не осуществлялись) и Кузбасса (отправлено 4,6 млн тонн, +2,4%), следует из статистики РЖД.

Переориентация на другие направления

Частично объемы экспортного угля перераспределяются на другие направления, а также идут потребителям внутри страны, указывают в РЖД. Например, перевозки в порты Юга выросли на 69%, до 2,8 млн т. Объем вывоза из Хакасии на экспорт в январе вырос на 13,4% и составил 1,04 млн т. «Снижение поставок в восточном направлении на 7,9% там компенсировалось ростом поставок на запад на 24,2%», — пояснили в пресс-службе перевозчика.

«Предварительно можно сказать, что восстанавливаются потоки в направлении портов Азово-Черноморского бассейна, особенно по сравнению с началом прошлого года, когда был конфликт между операторами и владельцем терминала ОТЭКО в Тамани (тогда угольщики объявили стивидору бойкот из-за высоких ставок на перевалку, источники РБК в угольной отрасли сообщали о ставке на уровне $38 за тонну в январе 2024 года при ценах в среднем $11-15 в других портах Юга, к апрелю она снизилась до $18. — РБК)», — рассуждает Игорь Смирнов, директор по грузовому транспорту и логистике Центра экономики инфраструктуры.

По информации источника РБК в угольной отрасли, базовая ставка на перевалку угля на терминале ОТЭКО в марте 2025 года составляет $15,30 за тонну. Кроме того, при отгрузках от 50 тыс. т стивидор предоставляет скидку, а при поставках от 275 тыс. т ежемесячно она достигает 30%. Таким образом, поставщики смогут получать скидку на уровне $4,59, что означает конечную стоимость $10,71 за тонну переваленного угля. Решение о предоставлении преференций было принято в результате соответствующей просьбы Минэнерго, добавил собеседник.

По словам Смирнова, потоки из Западной Сибири (Кемеровская и Новосибирская области) могут переключаться на Юг, в частности, для отправки угля на индийский и турецкий рынки, которые сейчас являются вторым и третьем по значимости для российского экспорта угля после Китая. Но пока значительного падения перевозок угля в восточном направлении «ожидать не стоит» — пока оно остается самым рентабельным, Кузбасс имеет гарантированные объемы вывоза уровне прошлого года, а более восточные регионы, особенно расположенные в Дальневосточном федеральном округе (ДФО), имеют меньшие транспортные затраты при поставках продукции на внешние рынки, что позволяет им сохранять рентабельность при текущей конъюнктуре, перечисляет Смирнов.

«В целом в нашем представлении наличие гарантированных объемов вывоза для одного из видов продукции на лимитирующей транспортной инфраструктуре является, по сути, дискриминацией для других грузоотправителей и снижает экспортные возможности для грузоотправителей товаров с более высокой добавленной стоимостью», — добавляет эксперт. По его оценке, квоты для угольщиков могут нести негативный эффект для всей экономики России, хотя и они очень важны для угледобывающих компаний.

В феврале 2025 года глава госсовета по направлению «Энергетика» Айсен Николаев сообщил, что по итогам первого полугодия будет оценено влияние ПНД на угольную отрасль, и при негативных выводах возможен вариант возобновления действия соглашений между РЖД и регионами. Также в качестве поддержки угольщиков Минтранс предложил субсидировать перевозки экспортного угля в западном направлении по аналогии с механизмом, используемым при поставках по железной дороге моторного топлива в ДФО.

РБК направил запрос в пресс-службу Минэнерго, а также в правительства угледобывающих регионов.

Читайте РБК в Telegram.

Источник: www.rbc.ru

Похожие записи

Себестоимость майнинга биткоина побьёт рекорд во втором квартале

Сотрудники издания TheMinerMag прогнозируют, что во втором квартале 2025 года себестоимость майнинга биткоинов побьёт предыдущий рекорд. В первом квартале 2025-го средняя величина расходов на добычу 1 BTC увеличилась…

Как ПСЖ завоевал Европу и Web3 — от фан-токенов до цифрового триумфа

После того как ПСЖ разгромил «Интер» со счётом 5:0 и впервые взял титул победителя Лиги чемпионов, клуб утвердился не только как лидер европейского футбола, но и как флагман…

Количество эфира в стейкинге обновило исторический максимум

C начала июня держатели эфира застейкали более 500 000 монет, что подняло общий объем заблокированных ETH до 35 млн. Это новый исторический максимум, сообщили аналитики платформы CryptoQuant. По…

Глава Amazon предупредил сотрудников о сокращениях из-за ИИ

Из-за внедрения искусственного интеллекта в бизнес-процессы Amazon «понадобится меньше людей для выполнения некоторых видов задач», предупредил Энди Джасси. С 2022 года компания уволила 27 тыс. сотрудников Генеральный директор…

Для банков хотят ввести оборотные штрафы за ненадлежащую рекламу

ФАС России обратилась в Банк России с инициативой введения штрафов, рассчитываемых на основе оборота, для банковских учреждений, уличенных в нарушениях рекламного законодательства. В ведомстве считают, что применение оборотных…

Обновленный бутик Henderson открылся в смоленском ТРЦ «Макси»

Врамках заявленной стратегии Дом моды Henderson продолжает переоткрытие салонов вкрупнейших торговых центрах России вобновленном концепте большей площади. Источник: Henderson Обновленный салон Дома мужской моды Henderson вТРЦ «Макси» вСмоленске…