Основная причина— резкое увеличение лизинговых ставок. Вследующем году этот показатель продолжит расти иможет достигнуть 29–30%.
Lukas Gojda/ Shutterstock/ Fotodom
Заянварь—ноябрь доля лизинга при покупке грузовой техники вРоссии снизилась на21%, до61 тыс. ТС, вследующем году— может упасть еще на60% год кгоду, до38 тыс. единиц, сообщил Роман Ромашевский, финансовый директор ПЭК.
Основная причина— повышение лизинговых платежей всегменте грузовой техники начетверть год кгоду— до26–27%. Одновременно сростом ключевой ставки увеличились ибанковские надбавки кней— на3 п.п. год кгоду. «Несмотря нато, что 20 декабря Банк России сохранил ключевую ставку науровне 21%, вперспективе многие финансовые организации ожидают дальнейшего увеличения показателя ипоэтому фиксируют надбавку в5–6% влизинговых договорах нанесколько лет вперед»,— подчеркнул Роман Ромашевский.
Поданным обзора, кдекабрю 2024-го среднемесячный лизинговый платеж вырос на40%, до317тыс.руб. наодин грузовой автомобиль.
«Итоговая стоимость сцепки (тягач иполуприцеп) сучетом лизинговых платежей на48месяцев увеличилась на6%, до14,1млнруб.»,— сообщил Илез Хамурзиев, операционный директор Dentro.
Вследующем году Роман Ромашевский прогнозирует увеличение лизинговой ставки на30 п.п., до29–30%, авреальном выражении среднемесячный лизинговый платеж наодин автомобиль достигнет 360тыс.руб. Помнению Илеза Хамурзиева, стоимость сцепки кэтому моменту может достигнуть 25млнруб. «Втаких условиях перевозчикам невыгодно приобретать новую технику, поэтому компании вынуждены ограничивать обновление ипополнение автопарков»,— подчеркнул операционный директор Dentro.
Финансовый директор ПЭК добавил, что нафоне резкого роста ставок компании будут обновлять технику преимущественно засчет собственных средств. Вслед заэтим доля лизинга вструктуре продаж грузовиков снизится дорекордных 53%, для сравнения— ранее наиболее низкий показатель запять лет был зафиксирован в2019 году науровне 68%.
Чтобы снизить финансовую нагрузку наперевозчиков в2025 году, Правительство РФвыделит 9,7млрдруб. напродление программы льготного лизинга для отечественной техники. Компании смогут заключить лизинговый договор наиспользование беспилотных магистральных тягачей ссубсидией вразмере 49%. Авансовый платеж наостальные отечественные автомобили бизнес снизит на10%, что позволит сократить затраты перевозчиков наприобретение техники в2025 году, азначит— будет способствовать пополнению иобновлению автопарков вРоссии, отметил Вадим Филатов, президент «АвтоГрузЭкс».
«Однако сучетом нехватки отечественных тягачей нароссийском рынке ирезкого роста утильсбора наиностранную технику (соктября на75–80% год кгоду), этого недостаточно»,— добавил он.
Вадим Филатов подчеркнул: нафоне резкого роста затрат назакупку техники, повышения уровня оплаты труда сотрудников, снижения тарифов (на8,8% год кгоду заянварь—ноябрь, поданным ATI.SU) иразвития недобросовестной конкуренции нарынке, рентабельность компаний снизилась на10% год кгоду. Перевозчики вынуждены ограничивать свое развитие. Поданным НАПИ, вэтом году порядка 17,5 тыс. грузовых автомобилей, взятых влизинг, были досрочно возвращены всток.
«Чтобы избежать нехватки транспортных средств для доставки грузов, важно разработать дополнительные меры, которые позволят снизить финансовую нагрузку наперевозчиков. Нанаданный момент „АвтоГрузЭкс“ готовит предложения совместно сгосударственными органами ибизнес-сообществом»,— резюмировал Вадим Филатов.