Эксперт Бородин объяснил, какими проблемами грозит ДТП с роботом-доставщиком
Ко всем напастям, свалившихся на российских водителей в последние пару лет, можно смело причислять и такие аварийно-опасные, как электрсамокаты и электровелосипеды, по вине «рулевых» которых происходит все больше и больше дорожных инцидентов. А в последнее время моторизованную братию караулят и «засады» в виде роботов-доставщиков. При этом мало кто из шоферов знает, как регулируются подобные ДТП. Между тем, в большинстве случаев автовладельцев, угодивших в аварию с роботом, ждут большие проблемы. В том числе и потому, что правовой статус таких устройств в законе не закреплен от слова совсем. Кто будет нести ответственность и как классифицировать подобное происшествие, порталу «АвтоВзгляд» объяснил директор проектов КАСКО «СберСтрахования» Павел Бородин.
— Основной вопрос в каждой аварии — кто виноват, — говорит г-н Бородин. — С появлением на дорогах автономных устройств этот процесс становится сложнее из-за отсутствия четкого правового статуса роботов. Согласно ПДД, участниками дорожного движения признаются только физические лица, а роботы в эту категорию не входят.
При этом сами разработчики делают все, чтобы минимизировать вероятность столкновений. Роботы-доставщики пересекают дороги по пешеходным переходам вместе с людьми и двигаются по тротуарам, но несмотря на это, инциденты с их участием все же полностью исключить нельзя.
Поэтому при определении виновника пока нужно руководствоваться не сколько ПДД, сколько логикой и здравым смыслом. Например, поскольку робот пока не признан участником дорожного движения, водитель не обязан пропускать его на пешеходном переходе. Хотя «из принципа» не уступать дорогу и подвергать себя риску столкновения вряд ли кто-то захочет — ремонт авто как минимум потребует времени, а если нет КАСКО — то и денег. К тому же разбирательства с владельцами робота тоже процесс не из приятных, да и дорогостоящих.
ВСЕ ХОРОШИ
Но в любом случае водителя признают виновником «робоаварии», если она случилась, когда моторизованный товарищ нарушил ПДД. Например, врезался в устройство, пересекая пешеходный переход на красный свет или же заехав на тротуар. Тогда автовладелец обязан будет возместить ущерб, причиненный имуществу третьих лиц, в данном случае — владельцу робота. Полис ОСАГО покроет эти расходы в пределах установленных лимитов.
Однако и «умный доставщик» может оказаться виновником аварии, если, скажем, ни с того, ни с сего съедет с тротуара или свернет с «зебры» и помнет кузов авто законопослушного шофера. В этом случае водитель должен потребовать возмещения ущерба от владельца робота или компании, ответственной за его эксплуатацию. Это можно сделать как в досудебном порядке, если стороны придут к соглашению, так и через суд. Но и в том, и в другом случае оформить ДТП придется.
5207
Взять и отменить: власти признали чрезвычайную опасность электросамокатов
Почему в Питере запретили средства индивидуальной мобильности
Читайте также
БЕЗ ГАИ НЕ ОБОЙТИСЬ
И сразу заметим, что для оформления случившегося стандартный европротокол не подойдет, поскольку в нем нужно указать данные обоих участников ДТП: водительские удостоверения, полисы ОСАГО и другие документы. У робота, естественно, документов нет. Поэтому надо вызвать сотрудников ГАИ для правильного оформления происшествия и составления протокола.
При этом, учитывая отсутствие должной практики у служивых в фиксации таких ЧП, стоит внимательно проверить, все ли обстоятельства ДТП они отобразили. Это поможет в дальнейшем при обращении в страховую компанию или, если потребуется, в суд. Совершенно не лишними тут станут фотографии места ДТП, повреждений автомобиля и робота, показания свидетелей.
Затем идем в свою страховую компанию. Если у автовладельца имеется КАСКО, страховая компания проведет оценку и примет решение о возможности выплаты. Ну а коли полиса добровольного автострахования нет, предъявляем претензии владельцу робота, направив официальный запрос в компанию, которой принадлежит робот, с требованием возмещения ущерба. Однако если вопрос не удается решить мирным путем, потребуется судебное разбирательство. Увы, но пока предсказать итог всех этих мероприятий сложно, ввиду отсутствия внятного законодательства.
2530
Клюква развесистая: беспилотное будущее наступит в России через 5 лет
Почему эра автономного транспорта наступит очень не скоро
Читайте также
Между тем, увеличением числа роботов на дорогах необходимость в законодательном регулировании становится все более очевидной. Во-первых, необходимо признать подобную технику участниками дорожного движения: это позволит четко определить их права и обязанности, а также ответственность в случае нарушения ПДД.
Так же надо ввести в практику обязательное страхование для автономных устройств по аналогии с ОСАГО для автомобилей, что обеспечит защиту прав всех участников дорожного движения. Кстати сказать, с этим серьезных проблем может и не возникнуть, поскольку в начале 2025 года в силу вступит закон о страховании ответственности разработчиков искусственного интеллекта и, вероятно, такая страховка будет покрывать и подобные ситуации. И, наконец, нужно разработать специальные процедуру оформления ДТП с роботами: упрощенные протоколы, возможность обмена данными в электронном виде и т.д.
Ну а пока законодательство не адаптировано к новым реалиям, водителям стоит действовать по стандартным процедурам, тщательно фиксировать все детали ДТП и при необходимости обращаться за юридической помощью. При этом полис КАСКО может покрыть убытки в такой ситуации уже сейчас, — заключает специалист.