Без рубрики

Последняя «буханка». УАЗ уезжает в вечность

Последняя «буханка». УАЗ уезжает в вечность

Россия, похоже, вскоре лишится ещё одного автозавода — в Ульяновске дела идут из рук вон плохо, огромное предприятие работает в минус. С конвейера сходит всё меньше автомобилей, по сравнению с 2024 г. падение объёмов производства превышает 60%. Но то ли ещё будет — вскоре вместо УАЗиков из ворот завода станут выезжать некие мутанты, собранные полностью из привозных комплектующих.

1281 машина за январь 2025 года — результат деятельности Ульяновского автозавода ужасает, таких цифр мировая экономика ещё не знала. Подобные показатели характерны для малых предприятий, которые занимаются переоборудованием транспортных средств и прочим тюнингом, для большого производства это стопроцентный приговор. Пациент скорее мёртв, чем жив.

Из означенного количества авто чуть менее половины — 574 машины — приходится на «буханку». Данный пепелац — мировой рекордсмен, целых 67 лет на конвейере. Производство цельнометаллического фургона УАЗ-450 стартовало в далёком 1958-м, с тех пор машина почти не изменилась. Разве что в худшую сторону — качество нынче не то, что было в СССР.

«Буханки» отправляются в зону СВО, там их ругают, но берут — альтернатив, увы, нет. Туда же уезжают и «Патриоты», в каком количестве — неизвестно. Гостайна. «Козлы», они же УАЗ-469, которые на заводе фигурируют под вражеским названием «Хантер», не берёт никто. Армия от них отказалась ещё в 2011-м, а желающих покупать авто 1972 модельного года за 1,5 млн рублей немного. За январь 2025-го в Ульяновске собрали аж 14 «козлов». Аплодисменты!

За весь 2024-й завод осилил выпуск 35 975 машин, из которых больше половины отправилось на СВО, а именно все 14713 «буханок» и некоторое количество «Патриотов». Получается, что в среднем за месяц делали 3000 авто, показатель января 2025-го на 58% меньше.

Какое количество из того, что ушло на «гражданку», реально продано — очень хороший вопрос.

Сейчас в автосалонах скопилось около 700 тыс. новых авто, лишь половина из которых иномарки. На УАЗ, по приблизительным прикидкам, приходится 20−30 тыс. единиц транспортных средств, а то и побольше — до 50 тысяч. Ведь машины выпуска 2023 г. в автосалонах отнюдь не редкость.

Судя по всему, столь радикальное сокращение объёмов производства связано именно с этим. Дела у торговцев идут откровенно паршиво, покупать у завода новые партии машин они и не хотят, и не могут. Розничные продажи крайне низкие, автокредитование окончательно померло — спроса нет.

Предприятие, в общем-то, тоже фактически при смерти — во всяком случае, в том виде, к которому все привыкли.

В смысле как полноценный завод. В конце января на УАЗе стартовала «отвёрточная» сборка китайских пикапов JAC T6 и JAC T8, однако перспективы и тут не самые радужные. Проект запускали ещё тогда, когда продажи на российском рынке росли, сейчас наблюдается обратная картина.

«Отвёрточные» сборки нынче в принципе невыгодны, гораздо проще ввозить из КНР готовые транспортные средства. Судя по всему, Акела промахнулся…

«Локализация» пикапов, понятное дело, равна нулю — все детали привозные, из Поднебесной. Но то же самое творится и с «родной» продукцией завода. На «Патриот» и грузовичок «Профи» вскоре начнут ставить китайские дизели JAC HFC4DB21D1 и МКПП-6 — тоже импортную.

«По заводу циркулирует информация, что планируется закупка в КНР мостов — и переднего, и заднего, копий агрегатов от Toyota вроде как 70-й серии. Переговоры пока ведутся, но вероятность оценивается как высокая. Наш олигарх хочет полностью ликвидировать на заводе металлообработку, которая видится ему „лишней“, и таким образом уменьшить издержки. По сути, предприятие добивают. Впрочем, об этом уже не раз говорили совершенно открыто», — рассказывает один из работников УАЗа.

Действительно, говорили — ещё четыре года назад.

«Русского Land Cruiser Prado не будет. Оставим это право корпорации Toyota — вот пусть она и производит. Выпускать Prado мы не станем — вопрос решенный. Невозможно модернизировать то, чему уже 70 лет. Зачем? У неё есть свой жизненный цикл, просто надо ей дать дожить его нормально. Нужно позволить ей естественным путем уйти на покой. Пока завод функционирует, мы сделаем все, чтобы он являлся рентабельным. И вместе с акционерами думаем, каким образом люди будут иметь возможность работать и развиваться», — заявлял ещё в 2021 г. тогдашний директор Ульяновского автозавода Адиль Ширинов.

И понеслось. Ещё до начала СВО все работы по 180-сильному мотору на базе 406-го блока были свёрнуты, под нож пошли и иные проекты. В 2023-м на Заволжском моторном заводе — он тоже принадлежит миллиардеру Алексею Мордашову — прекратили выпуск дизеля ЗМЗ-514. Работы по принципиально новой раме для «Патриота» с пружинной подвеской и спереди, и сзади свернули. Оно не нужно.

В настоящий момент «Патриот» — тот ещё конструктор. Отечественный 409-м мотор («начинка» частично импортная), но с китайской МКПП, раздаточная коробка тоже из Поднебесной. Вся электрика и электроника из КНР, подшипники, прочие сальники, приводные ремни и пыльники — аналогично. Вскоре сюда добавятся китайские же моторы, МКПП-6 и через какое-то время, наверное, АКПП. И означенные выше мосты.

Что останется отечественного? Кузов с рамой — собственно, и всё. Окрашенные китайской же краской. Качество окраски известно всем, тут добавить просто нечего. Равно и по поводу того, как сами кузова сварены, да и рам это тоже касается. Фары вроде как ещё делают в Рязани, но на заводе Bosch, поэтому за российское не считается. На фары владельцы этих машин не жалуются.

В планах «антиимпортозамещения» отсутствует «буханка», да с китайскими агрегатами она на СВО не нужна. Вероятно, её производство вскоре просто прекратят, и наша армия лишится этих автомобилей. Пусть кривых-косых и ломучих, но иных-то нет. Беда!

Проблему сохранения Ульяновского автозавода нужно решать, срочно и на государственном уровне. А иных вариантов кроме национализации тут как-то не просматривается. Причём забирать в госсобственность нужно также и Заволжский моторный завод.

Да и на ГАЗе тоже явно занимаются не тем, что нужно России. Там, конечно, собственник другой, но проблемы те же самые.

Источник

Похожие записи

Politico: ЕЦБ предупредил о риске «финансового заражения» из-за криптополитики в США

ЕЦБ опасается, что поддержка криптоиндустрии со стороны президента США Дональда Трампа может спровоцировать «финансовое заражение» и нанести ущерб экономике Европы. Об этом пишет Politico со ссылкой на внутренний…

Биткоин отдаляется от Nasdaq и ведет себя как золото на фоне риска рецессии в США

Содержание1 Торговая война с Китаем и рост тарифов усилили статус BTC как защитного актива2 BTC укрепляется на фоне новостей о госрезерве3 Вероятность рецессии в США выросла до 60%4…

Питер Шифф навлек на себя волну критики из-за сравнения золота с деньгами

После достижения золотом нового ATH выше отметки $3500 президент Euro Pacific Capital Питер Шифф назвал драгоценный металл деньгами. Gold is not just any commodity, it’s money. Under normal…

DeFi Development Corporation инвестирует 11‚5 миллионов долларов в Solana

22 апреля 2025 года корпорация DeFi Development Corporation сделала смелый шаг‚ подтверждающий ее приверженность экосистеме Solana (SOL). Компания объявила о приобретении приблизительно 88 164 токенов SOL‚ что обошлось…

Ronin завершает переход на Chainlink CCIP — мост обновлен после крупнейшего взлома в истории

Содержание1 Интеграция CCIP устраняет уязвимости и знаменует новую эру безопасности для Ronin2 Что изменится и почему это важно3 CCIP как реакция на новые вызовы4 Что нужно сделать пользователям…

Курсы валют 23 апреля: доллар и евро подорожали

Официальные курсы иностранных валют ЦБ РФ по состоянию на 23 апреля 2025 года: доллар – 81.4620 рубля, евро – 94.0400 рубля. Курс доллара по отношению к российскому рублю…