Без рубрики

Где увидеть ту Москву, о которой мечтал Сталин

Где увидеть ту Москву, о которой мечтал Сталин

Широченные прямые проспекты, величественные дома в классическом стиле, многочисленные парки и большое количество водных объектов. Этот чудесный город-сад строили, его кусочки сохранились и по сей день, но завершить проект не успели. Сталинский план реконструкции Москвы совершенно варварским образом остановили, а потом ещё и сделали всё, чтобы его было сложно перезапустить заново.

«На московских изогнутых улицах…» — в своём знаменитом стихотворении Сергей Есенин совершенно верно описывал главный город нашей Родины, который представлял из себя совершенно адский лабиринт узеньких кривых улиц и переулочков, застроенных халупами той или иной степени убогости. Не столица Советского Союза, а какая-то огромная деревня. Она никак не соответствовала своему статусу и была некомфортна для проживания. Проблему нужно было решать.

К тому же город был совершенно не приспособлен для транспорта, хотя он по большей части тогда являлся гужевым. Как ни парадоксально, но Москва уже тогда стояла в пробках, особенно центр. Водители кобыл куковали в заторах и матерились на чём свет стоит, движение единственного городского общественного транспорта — трамвая — телеги тоже постоянно перекрывали. А уж если происходило ДТП, к примеру, наезд лошадью на Остапа Ибрагимовича, так и вовсе всё наглухо вставало.

Попытки бессистемного украшательства ни к чему хорошему не приводили, кроме потерь — так, в 1934 году в ходе расширения Садового кольца снесли Сухареву башню. Впрочем, почему именно её разобрали, кто являлся инициатором этого акта вандализма и что искали, дело очень тёмное, к столичным транспортным проблемам отношения не имеющее.

К 1935 году группа ведущих русских-советских архитекторов — Владимир Семёнов, Сергей Чернышёв, Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх и другие — разработала комплексный план реконструкции столицы, который вошёл в историю как «сталинский». Радиально-кольцевую планировку города решили сохранить, но её дополнили хордами. Город немного перешагнул границы Московской кольцевой железной дороги, но за её пределами в основном запланировали парковые зоны.

Параллельно с разметкой новых трасс производился учёт архитектурных памятников, которые нужно было сохранить, таковых на удивление нашлось немного. Весь центр был застроен доходными домами конца XIX — начала ХХ века, хватало таковых и ближе к окраинам. Но основная застройка была одно-двухэтажной, причём крайне ветхой.

Если вспомнить картину Василия Поленова «Московский дворик» (1878 год), то на ней видно, что ещё в конце XIX столетия в самом центре Первопрестольной хватало таких вот «пасторалей». И вскоре на этом месте купцы стали строить те самые доходные дома. Именно так возникли «переулочки Арбата», которыми все почему-то так восторгаются, и прочие аналогичные безликие кварталы.

Где увидеть ту Москву, о которой мечтал Сталин

Карты расположения магистралей доступны и поныне, они очень интересны, по ним можно проводить краеведческие экскурсии. Бульварное кольцо, которое кольцом, как известно, не является, планировалось расширить и замкнуть. При впадении Яузы в Москву-реку есть широченный Большой Устьинский мост, который ведёт в никуда, его построить успели. Комиссариатский мост тоже осилили, а просторный Садовнический проезд, обрамлённый «сталинками», и есть первый кусочек продолжения кольца. Движение в центре оно бы очень хорошо разгрузило.

Далее бульвар должен был проходить мимо Третьяковской галереи и выходить к реке напротив Дворца Советов, где тоже планировался мост. Сейчас там таковой уже имеется, но пешеходный, хотя собирались строить автомобильный. Движение в два-три ряда в каждую сторону, а сами бульвары, в том числе полосу зелёных насаждений, планировали расширить. За счёт сноса доходных домов и прочих малоценных построек.

То, что нынче называется Третье транспортное кольцо (ТТК) фигурировало как Новое бульварное кольцо. Сейчас это просто магистраль, а тогда действительно собирались делать бульвар. Три-четыре полосы в каждую сторону, между проезжими частями широкая парковая зона. ТТК с небольшими отклонениями проходит именно по этому маршруту, но Новое бульварное кольцо планировали раза в три шире — прямо на его внутреннюю часть должен был выходить фасад московского ипподрома.

Садовое кольцо по большей части расширить успели, местами на нём даже появилась «имперская» застройка. Нереализованным остались — причём и по сей день — развязки с радиальными магистралями. Их планировали строить по типу того, как устроена Самотечная эстакада. Или же с применением тоннелей — пересечение с Ленинским проспектом.

Четвёртое — Парковое — кольцо только наметили, хотя отдельные его кусочки имеются. Это улица академика Королёва, улица Космонавтов и улица Фонвизина, местами там успели даже построить «сталинки». В районе станций метро «Сокол» и «Октябрьское поле» тоже можно узреть кусочки нереализованного кольца, сейчас там проходит Северо-Западная хорда. Проспект Будённого такой же кусочек, имеются и иные отдельные элементы.

Хорды также планировались, например, одна из них должна была соединить Ярославский и Белорусский вокзалы. На Проспекте мира есть дом 11, фасад которого развёрнут в никуда — во двор. Именно вдоль него и должна была идти магистраль, но в глубине стоит построенная при Хрущёве убогая «панелька» (ул. Гиляровского дом 8с1). Это уже было чистой воды вредительство, дом поставлен так, чтобы хорду уже не построить.

Так называемые вылетные магистрали — широченные проспекты, переходящие в шоссе — именно они должны были формировать облик столицы. В наиболее завершённом виде находится Кутузовский проспект, который прорубали вообще через трущобы, ничего ценного на его месте не имелось. Правда, тоже до конца завершить не успели: после моста через Москва реку мимо правого крыла МИД через те самые арбатские переулочки имперская трасса выходила в район Дворца Советов. Новый Арабат, впоследствии реализованный в крайне убогом стиле, тоже обозначили на карте.

Продумали всё досконально, на годы и десятилетия вперёд — с учётом роста количества личного автотранспорта. Положим, едете вы по Ярославскому шоссе из области, Москва начинается после Северянинского моста. Около ВСХВ (ВДНХ) первая большая развязка, можно уйти на Парковое кольцо, в спальные районы. Прямо — жилые и административные здания, около метро «Алексеевская» они стоят во всей красе. Кстати, там же есть узенькая улочка под названием Широкий проезд — начало ещё одной хорды.

Далее развязка Нового бульварного кольца (ТТК), за ним дорога немного сужается, собственно, сегодня так и есть. Но вскоре после метро «Проспект Мира» улица становится ещё уже, а так быть не должно — тут уже доделать не успели. За Сретенку вообще даже не брались, до площади Дзержинского (Лубянки) планировалась широкая магистраль. А далее можно было уйти либо левее, либо правее, а то и вовсе поехать прямо — пересечь столицу по диаметру. Но не успели.

Многое не успели. Широченная Стромынка на карте соединяется с проспектом Кирова (ул. Маши Порываевой, даже проспект академика Сахарова, их пробили) и шли туда же, к Лубянке. Не завершили — проспект упирается в Сретенский бульвар, за котором кварталы убогих доходных домов, их тоже планировали снести.

«Незавершёнка» вообще везде, сил тогда не хватало, поэтому в столице много «зданий-маячков», стоящих на будущих магистралях. Например, офис «Росатома» на Большой Ордынке довольно далеко от дороги, что на первый взгляд кажется странным. Однако после сноса всего того безобразия, которое и сегодня там стоит — мещанских и купеческих хибарок — величественное здание оказывалось прямо на краю проспекта.

План не был окончательным, в него постоянно вносились коррективы, так, в самом конце 30-х к нему прицепили МКАД. Однако пространство между новым шоссейным кольцом и границами города не собирались застраивать «человейниками», делать из Москвы мегаполис не планировали. Город-парк — да, удобный для автомобилистов — несомненно.

P. S. Автор материала — коренной москвич, предки которого живут в городе со второй половины XVIII века.

Источник

Похожие записи

Ретейл не в рынке. Что это значит для биткоина

Биткоин успел несколько раз за год обновить абсолютный максимум. 14 июля монета в моменте торговалась по $123 091 Часто активный рост биткоина поддерживают покупки частных инвесторов, но на…

Индекс сезона альткоинов держится на уровне 32, рынок уверенно входит в «сезон биткоинов»

Индекс сезона альткоинов остается низким на уровне 32, что свидетельствует о продолжающемся доминировании биткоина на рынке. Недавний рост альткоинов демонстрирует умеренное восстановление, но не может спровоцировать более широкие…

Skyline запускает обернутый токен cAP3X на блокчейне Cardano

Екатерина Богатырева Компания Skyline, специализирующаяся на разработке блокчейн-решений в области функциональной совместимости, объявила о запуске на блокчейне Cardano токена cAP3X — обернутой версии AP3X. Проект реализуется в партнерстве…

Solana наращивает присутствие на рынке токенизированных активов с ростом на 140% в 2025 году

Согласно последнему отчету аналитической компании Messari, блокчейн Solana демонстрирует стремительный рост в сегменте токенизированных реальных активов (RWA), увеличив их объем до $418 млн с начала года. Этот показатель…

Стоит ли сейчас покупать доллары для сбережения денег? Экономист дал совет

Этот материал будет полезен нашим читателям, которые хотят узнать, стоит ли вкладываться в иностранную валюту для сохранения сбережений. Покупка иностранной валюты с целью быстрой прибыли в текущих условиях…

ГД ратифицировала протокол о праве белорусов участвовать в выборах в РФ

Госдума на пленарном заседании приняла закон о ратификации протокола о праве граждан Белоруссии избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в России. Документ внес на ратификацию в…