Без рубрики

Бизнес заявил о риске банкротств и сокращений в дорожном строительстве

Сюжет Главное Национальная ассоциация инфраструктурных компаний ожидает сокращений персонала и банкротств подрядчиков на фоне сокращения объемов строительства после пиковых для отрасли двух лет. В Минстрое рассматривают меры поддержки отрасли

Бизнес заявил о риске банкротств и сокращений в дорожном строительстве

Национальная ассоциация инфраструктурных компаний (НАИК; объединяет крупнейших игроков отрасли, в частности «Нацпроектстрой», «Трансстроймеханизацию», «Автобан» и др.) ожидает «деградации отрасли» и ряд негативных последствий для экономики в целом при отсутствии государственных мер поддержки. Об этом говорится в аналитическом обзоре организации «Дорожное строительство: оценка состояния и перспективы развития», с которым ознакомился РБК (он был подготовлен на основе результатов опроса среди 15 компаний и групп компаний, занимающих более 50% рынка).

«Отсутствие социально значимых проектов по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог и мостов, формирующих единую опорную транспортную сеть страны, смещение финансирования по уже реализующимся объектам на один-три года в сочетании с высокой ключевой ставкой и ростом издержек приведут деградации отрасли и негативным последствиям для экономики в целом», — говорится в документе.

К негативным последствиям авторы обзора относят:

  • утрату подрядными организациями накопленных компетенций, персонала, техники, расформирование мощностей;
  • замедление экономического роста отрасли и снижение налоговых поступлений;
  • массовое высвобождение персонала, рост социальной напряженности в инфраструктурной отрасли и смежных отраслях;
  • рост убытков и банкротства подрядных организаций;
  • невозможность оперативной мобилизации отрасли в сжатые сроки в будущем.
  • Что случилось

    «В целях своевременного и качественного исполнения возложенных государственных задач отрасль дорожно-мостового строительства к 2023–2024 годам достигла исторического пика своего развития. Подрядные организации нарастили парк техники, сформировали высококлассные трудовые коллективы. Именно дорожники в кратчайшие сроки решали задачи по возведению фортификационных сооружений в условиях СВО, активно участвуют в реализации специальных инфраструктурных проектов», — говорится в обзоре.

    Ухудшение показателей отрасли объясняется макроэкономическими факторами. У компаний выросли расходы на оплату труда сотрудников: среднемесячная заработная плата по организациям, вошедшим в выборку, выросла в 2023 году на 15,5%; за девять месяцев 2024 года — на 29,6%. По данным Росстата, средняя зарплата в строительной отрасли в сентябре составила 84,1 тыс. руб., что на 18,5% больше, чем в сентябре 2023 года. Средняя зарплата за девять месяцев составила 81,1 тыс. руб., что на 20,7% больше, чем в январе—сентябре 2023 года. Более поздние данные на момент публикации не раскрывались.

    Выросла долговая нагрузка, указывает НАИК: «По данным кредитных организаций, отношение суммы обязательств 25 крупнейших дорожно-строительных компаний к EBITDA без государственных гарантий составляет 1,6 (в 2023 году — 1,1), а с государственными гарантиями — 3,2 (в 2023 году — 2,7)».

    На финансовые показатели также влияет увеличение объемов лизингового портфеля по отношению к 2022 году на 114% и удорожание по лизинговым договорам на 54,6%. Как указывали аналитики «Эксперт РА» в отчете по рынку лизинга за девять месяцев 2024 года, высокие процентные ставки и продолжающееся удорожание предметов лизинга «на фоне роста неопределенности» в экономике ограничивают деловую активность бизнеса: количество заключенных сделок респондентов в январе—сентябре 2024-го не превысило прошлогоднего значения и составило 344 тыс. штук: «Повышение ключевой ставки и, как следствие, увеличение размера лизинговых платежей обусловили рост средней суммы лизингового договора с 12,4 млн до 15,8 млн руб., или на 28%, что кратно превышает официально заявленный уровень инфляции». Спрос на строительную технику уменьшился в связи с замедлением темпов роста строительного сектора на фоне завершения льготных ипотечных программ и снижения покупательской способности населения из-за удорожания недвижимости и высоких ставок по кредитам, указывали аналитики: «В текущих рыночных условиях строительные компании снижают инвестиционную активность, чтобы избежать в дальнейшем накопления нереализованных объектов недвижимости».

    НАИК обращает внимание на то, что начиная с 2024 года наблюдается тенденция значительного снижения объемов дорожно-строительных работ, которая станет «особо острой» с 2025 года после окончания строительства участков трасс М-4 и М-12. «Объемы финансирования снижаются либо переносятся «вправо». По объектам, планировавшимся к заключению в 2024 году стоимостью от 5 млрд. руб. и выше финансирование перенесено на последующие годы. Остаток законтрактованных, но невыполненных работ (бэклог) по государственным контрактам на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт автомобильных дорог и искусственных сооружений в период 2022–2027 годов резко снижается», — указывает в обзоре ассоциация.

    По данным НАИК, в 2024 году наблюдается снижение основных параметров отрасли. Совокупная выручка по итогам 2024 года составит 57,1% от уровня 2022 года. Остаток законтрактованных работ с 2024 года по 2027 год снизится с 54,9% до 10,2%. Производственные и финансовые показатели падают параллельно с увеличением расходов на основные строительные материалы: щебень, песок, битум, арматурный и листовой прокат, дизельное топливо в 2023 году подорожали на 11,1%, за три квартала 2024 года — еще на 9,7%.

    Что происходило с ценами на стройматералы

    По данным Росстата, индекс цен на щебень, приобретенный строительными организациями, в апреле 2024 года вырос на 16,38% к марту; в июле поднялись еще на 0,32%; в сентябре снизились к августу на 34%. Индекс цен на приобретенные песчано-гравийные смеси в июле 2024 года вырос на 9,25%, в остальные месяцы не менялся. Индекс цен на купленные строителями нефтяные битумы рос в мае на 15,3%; в июне — на 11,16%; в июле — на 2,29%; с последнего месяца лета показатель снижался: на 0,64% в августе; на 0,06% в сентябре; на 0,27% — октябре.

    В обзоре со ссылкой на данные Росстата и расчеты НИУ ВШЭ говорится, что средняя рентабельность в дорожном строительстве не превышает 2,6–3,3%, тогда как средняя рентабельность строительной отрасли, включая жилищное строительство, достигает 9,2%.

    Что предлагает НАИК

    Для сохранения устойчивости отрасли ассоциация считает необходимым продлить на 2025 год возможность авансировать до 50% от цены государственного контракта на поставку товаров и оказание работ и услуг. Требуется также исключить увеличение сроков работ по контракту без индексации его цены, ввести систему оценки компаний для предоставления игрокам с высоким рейтингом мер поддержки, в числе которых — право не предоставлять обеспечение под аванс или исполнение контракта.

    Еще одна мера поддержки — разрешение компаниям отрасли направлять средства из лимита на непредвиденные расходы и затраты на оплату процентов по банковским кредитам в случаях, когда они привлекаются отраслевыми игроками для досрочного исполнения договора подряда или при отставании графика финансирования от графика строительно-монтажных работ.

    В пресс-службе Минстроя РБК сообщили, что консолидированные предложения по продлению и введению новых мер поддержки строительной отрасли формируются при участии экспертного сообщества. Рассматриваются и предложения НАИК. «На текущий момент указанный перечень предложений по системным мерам поддержки направлен в отраслевые министерства для оперативного рассмотрения», — отметил представитель ведомства.

    Что может помочь дорожным строителям

    Как отмечал гендиректор «Регион Лизинг» Рустем Мухамедов, лизинговые компании с «оптимизмом смотрят на новый нацпроект «Инфраструктура для жизни», «который продолжит мероприятия дорожного и жилищного нацпроектов»: «По прогнозам на него будет направлено до 1,17 трлн руб. Большая часть средств пойдет на строительство и модернизацию федеральных трасс, приграничных КПП, автоматизацию систем мониторинга безопасности и качества автодорог. Это поддержит положительную динамику сегмента дорожно-строительной техники».

    Нацпроект разработан по поручению президента Владимира Путина. Вице-премьер Марат Хуснуллин на встрече с президентом 31 октября говорил, что формирование нацпроекта утверждено, его должны принять в декабре. Он состоит из 12 федеральных проектов, за пять из которых будет отвечать Минстрой, в том числе за мероприятия по дорожному строительству.

    В 2025–2027 годах на нацпроект из бюджета будет направлено почти 4 трлн руб., из которых 1,17 трлн руб. запланировано на 2025 год.

    Гендиректор «INFOline-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что при переносе сроков финансирования у подрядчиков возникают кассовые разрывы, которые в условиях высокой ключевой ставки зачастую невозможно закрыть кредитными средствами. По его мнению, наименее вероятно разрешение игрокам рынка хранить авансы на банковских депозитах. При этом индексация цен госконтрактов и увеличение объемов авансирования в той или иной форме возможны.

    Эксперт отмечает, что сегодня в России формируются два параллельных рынка: льготного и рыночного кредитования и маловероятно, что государство будет резко расширять рынок льготного кредитования, добавляя в него крупные инфраструктурные проекты: «Следующий год будет для отрасли таким же сложным, как 2024 год. С одной стороны, заявлены крупные проекты, например ВСМ. С другой стороны, их реализация может смещаться. При этом крупным инфраструктурным компаниям, по всей видимости, не дадут упасть, чтобы не допустить эффекта домино на подрядные и субподрядные организации».

    РБК направил запросы в аппарат вице-премьера Марата Хуснуллина и крупным игрокам отрасли: в «Нацпроектстрой», «Автобан», «Центрдорстрой», АБЗ-1 и другим компаниям.

    Читайте РБК в Telegram.

    Источник: www.rbc.ru

    Похожие записи

    В России почти каждая вторая женщина зарабатывает больше своего партнера

    В России почти каждая вторая женщина зарабатывает больше своего партнера

    Согласно исследованию ювелирной сети Sunlight, в котором приняли участие более трех тысяч женщин старше 18 лет из разных регионов страны, 41% россиянок сообщили, что их ежемесячный доход выше,…

    Белорусские таможенники приняли более 200 литовских фур, выехавших из РФ

    Белорусские таможенники приняли более 200 литовских фур, выехавших из РФ

    Приехавшие из России фуры с литовскими номерами размещают в разных регионах страны на охраняемых стоянках. Белорусские таможенники разместили на охраняемых стоянках более 200 литовских фур, которые выехали из…

    ДТП с несколькими авто произошло на Международном шоссе в Москве

    ДТП с несколькими авто произошло на Международном шоссе в Москве

    Авария с участием пяти автомобилей произошла на Международном шоссе в Москве, сообщает РИА Новости со ссылкой на экстренные службы. Отмечается, что в ДТП никто не пострадал. Перекрыты три…

    Назван единственный способ разрешения украинского конфликта

    Назван единственный способ разрешения украинского конфликта

    США продолжают верить, что установление мира — единственный способ разрешить конфликт на Украине, рассказал журналистам в субботу, 15 ноября, постпред Соединенных Штатов при НАТО Мэттью Уитакер. Об этом…

    Названо «главное оружие» российской армии на Украине этой зимой

    Названо «главное оружие» российской армии на Украине этой зимой

    ВСУ пытаются поразить российские регионы своими дронами. В России раскрыто число сбитых за ночь украинских БПЛА Украинская армия не оставляет попыток нанести урон российским регионам. В ночь на…

    Минэнерго Сербии рассказало об условии США по снятию санкций с NIS

    Минэнерго Сербии рассказало об условии США по снятию санкций с NIS

    США потребовали выхода российской стороны из собственности в «Нефтяной индустрии Сербии» для снятия санкций с компании, заявила министр горного дела и энергетики Сербии Дубравка Джедович-Ханданович. «Американская администрация ясно,…