Без рубрики

Авиакатастрофа под Актау обрастает новыми странностями и вопросами

Авиакатастрофа под Актау обрастает новыми странностями и вопросами

Утром 25 декабря близ взлетно-посадочной полосы аэропорта Актау в Казахстане потерпел крушение двухмоторный среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолёт Embraer 190 азербайджанского перевозчика Azerbaijan Airlines (AZAL), выполнявший рейс Баку — Грозный. По официальной информации авиакомпании, на борту находились 62 пассажира и 5 членов экипажа.

Что известно о ЧП на сегодняшний момент из открытых источников?

В ходе полета борт не смог приземлиться в точке назначения из-за плохих погодных условий и был перенаправлен в аэропорт Махачкалы, а затем — в Актау. В полете экипаж подал сигнал бедствия. После захода в воздушное пространство Казахстана самолет сделал два виража возле аэропорта Актау, а при выполнении третьего — упал. На месте падения найден «черный ящик» — бортовой самописец.

В катастрофе погибли 38 человек, семеро из которых являются гражданами России. 32 человека, в том числе 3 члена экипажа, остались в живых. Но есть и другие данные СМИ: выжило 29 человек.

К этому расхождению мы еще вернемся.

Azerbaijan Airlines приостановила рейсы из Баку в Грозный и Махачкалу до завершения расследования причин крушения.

ВВС Бразилии заявили о готовности помочь Казахстану в расследовании крушения самолета AZAL и находятся в контакте с властями страны, о готовности оказать поддержку сообщила и сама бразильская компания Embraer, которая произвела разбившийся самолет.

Разбившийся самолет прошел последний полный техосмотр в октябре.

Согласно официальному заявлению Росавиации, предварительная причина катастрофы — столкновение воздушного судна с птицами.

Что и у кого вызывает вопросы?

К вечеру 25 декабря пользователи ряда соцсетей заговорили о некоем «несоответствии» количества и состава пассажиров рейса.

Во-первых, если на борту, согласно утверждениям авиаперевозчика AZAL, обратили они внимание, не было детей, то почему те вдруг стали фигурировать в сообщениях о пострадавших?

Некоторые в свете последних публикаций о детях-киллерах, вербуемых нарокартелями, сразу же начали выстраивать совершенно фантастические версии трагедии.

Многое могла бы прояснить информация МАК, но там информации о крушении самолета (на 16.30 мск 26.12.2024) не было. На сайте Росавиации на то же время подобные сведения также отсутствовали. Впрочем, как и на официальных сайтах соответствующих ведомств Казахстана и Азербайджана.

— При соблюдении всех положенных во время регистрации билетов и прохождении пассажиров на посадку процедур вероятность попасть на борт инкогнито полностью исключена, — заверил «СП» заслуженный пилот СССР, председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов.

— Сотрудники аэропортов добросовестно выполняют свою работу, к тому же контроль пассажиропотока параллельно дублируется электронными датчиками в автономном режиме, переводя получаемые данные сразу в цифровой формат. Наличие «зайцев» на борту — дело попросту немыслимое.

«СП»: Ваши слова — это повод поставить первоначальные сведения AZAL об отсутствии детей на борту под сомнение? Перевозчик мог исказить информацию сознательно или случайно?

— С детьми дело вот в чем. До определенного возраста ребенок может попасть на борт и без отдельного билета — при условии, что весь полет он проведет на коленях своего взрослого представителя. Если же ребенок будет занимать отдельное кресло, тогда уже необходим и отдельный билет на него.

Все это прописано в соответствующих технологиях авиакомпаний. По распространенному среди перевозчиков правилу, детям до 14 лет отдельный билет не нужен, а вот для детей в возрасте от 14 лет и старше он уже необходим. Поэтому я допускаю, что от внимания перевозчика маленькие дети на борту каким-то образом ускользнули. Например, по причине того, что не имели отдельных билетов, по которым, собственно, и ведется учет пассажиров.

«СП»: В соцсетях ходят также разговоры о том, что, дескать, нынче авиакомпаниям абсолютно невыгодно осуществлять воздушные перевозки полупустыми судами. А раз так, делают они вывод, то и сведения о том, что на упавшем борту присутствовало всего лишь 62 пассажира вместо сотни, не соответствуют действительности, и на самом деле их было больше. Отсюда и путаница с четким соотношением погибших и выживших. Насколько здесь уместны такие насквозь конспирологические «догадки»?

— Действительно, с экономической точки зрения для любой авиакомпании будет идеально, если борт окажется заполнен на 100%. Тогда это приносит прибыль.

Вариант, при котором борт заполняется процентов на 70 — это так называемый вариант «самоокупаемости рейса». Все, что меньше, генерирует для авиаперевозчиков убытки.

Но в каждом конкретном случае играют роль множество совокупных факторов. Например, протяженность маршрута, высотность полета, расход керосина и много что еще. Так что в принципе в данном случае борт вполне мог лететь и полупустым. Бизнес — это в том числе и риск. И уж коли ты продал за два месяца всего лишь десяток билетов, то вези, сколько есть, потребителя твои проблемы не волнуют. Правда, перевозчик мог бы принять решение о замене воздушного судна и использовать, допустим, не Embraer, а какую-то другую машину меньшей вместимости.

При условии, конечно, что для подобной замены у перевозчика есть возможности, резюмировал Олег Смирнов.

Некоторых экспертов в области обеспечения безопасности полетов насторожили многочисленные пробоины, обнаруженные при осмотре хвостовой части упавшего самолета. Теоретически, предполагали они, это может говорить о некоем «внешнем воздействии», которому судно могло подвергнуться в процессе полета.

Здесь нужно обратить внимание, что украинские СМИ практически сразу после катастрофы стали вбрасывать «предположения», что в небе над Грозным в условиях тумана по пассажирскому борту могли отработать российские силы ПВО, напирая на то, что именно в это время Чечня и Дагестан подвергались атаке дронов ВСУ.

К вечеру 25 декабря всем известная сетка tg-каналов российской «оппозиции» к восторгу своих владельцев-иноагентов превратила эту «догадку» в «очевидный факт, не требующий дополнительных подтверждений», и принялась на все лады гадать, кто и в какой форме из первых лиц российской власти «возьмет на себя ответственность признать полный бардак в обороне страны».

Однако специалисты системы ПВО, имеющие отношение к происходящему в зоне СВО, заверили «СП», что подобное не могло произойти ни при каких обстоятельствах.

Во-первых, напомнили один из них, в соответствии с правилами организации воздушного движения каждому гражданскому самолёту присваивается уникальный идентификационный номер сразу после получения разрешения на полёт, а после пересечения границы он отслеживается с помощью радиотехнических средств, что исключает возможность применения по нему средств поражения ПВО.

— Во-вторых, это исключено хотя бы потому, что ракеты систем ПВО оставляют инверсионные следы, которые обязательно заметили бы сторонние наблюдатели. К тому же при попадании ракеты была бы совершенно другая картина — разлет осколков был бы неизбежен, — на условиях анонимности констатировал другой.

Свою версию вероятного происхождения отверстий озвучил представителям СМИ подполковник НМ ЛНР в отставке, военный эксперт Андрей Марочко — самолет мог быть атакован БПЛА.

«Это могут быть новые типы боеприпасов в виде беспилотных летательных систем с начинкой, в том числе, кассетного и шрапнельного типа. Такие дроны могут производить взрыв с помощью спутника на определенном расстоянии от цели, поражая ее», — приводит его слова, в частности, «АиФ».

Аналогичного мнения придерживаются и эксперты, опрошенные «СП», указывая лишь на то, что для поражения использовались не «шрапнельные беспилотники», которые действительно есть на вооружении ВСУ, а пара FPV-дронов, один из которых нес боезаряд типа «лимонки», а второй выполнял роль контролера-наводчика.

И тогда реплики из опубликованных к настоящему времени фрагментов радиопереговоров экипажа упавшего самолета с диспетчером об «ударе птиц в кабину» обретают совершенно другой смысл.

Безусловно, пока не будут опубликованы официальные данные следствия или хотя бы расшифровки бортовых самописцев, не следует делать каких-либо поспешных выводов, но в подобной атаке Киев вполне мог быть заинтересован.

— Если в итоге подтвердится версия с терактом, то это вполне в стиле киевского режима — применять самые «грязные» приемы именно в тот момент, когда у России начинают улучшаться отношения с другим государством, — подчеркнул директор музея войск ПВО, военный эксперт Юрий Кнутов.

— Когда у нас было все налаживалось с Евросоюзом, «произошла» Буча. А сейчас у нас резкое улучшение с Азербайджаном — и на тебе, когда Алиев улетел на неформальный саммит лидеров стран СНГ, случается откровенная диверсия явно в расчете на то, Азербайджан тут же поссорится с Россией.

Источник

Похожие записи

Привыкаем к доллару дороже 100 и девальвации рубля: прогноз на 2025

Статья будет полезна читателям, которые хотят узнать: Российский рубль завершит январь просадкой к доллару, евро и юаню. Россиянам стоит смириться с тем, что доллар теперь будет дороже 100…

Калькулятор ОСАГО: с 2025 года ездить без полиса становится накладно

Долгое время штраф за отсутствие полиса ОСАГО в России составляет всего 800 рублей, при этом его можно было оплатить в течение 20 дней со скидкой 50%, т.е. заплатив…

Представлен электрический кроссовер Xpeng G7: «младший брат» G9

Китайцы из Xpeng частично рассекретили электрический кроссовер G7, который в модельном ряду бренда расположится между G6 и G9. На опубликованных фотографиях видно, что он выполнен в фирменном дизайне…

Известны ближайшие планы Audi: премьера новых Q3 и A7 пройдёт в 2025 году

Ожидается, что грядущий «ку третий» станет одним из последних автомобилей немецкой марки, оснащённых двигателем внутреннего сгорания. Результаты Audi по итогам 2024 года, как Kolesa.ru уже отмечал ранее, оставляют…

Changan Uni-K iDD: кроссовер, который может быть электрокаром по запросу

Знакомимся с самым дорогим автомобилем Changan в РоссииЭто самый дорогой Changan в России. Но если взглянуть на него мельком, то будет совершенно непонятно, в чём именно его особенность…

Как Китай уничтожил Volkswagen, а заодно и весь европейский автопром

Эксперт Васильев объяснил, как Китай отправил на свалку истории автопром ЕС Почему рухнул Volkswagen? Давайте разбираться. У любого бренда есть жизненный цикл. Многие стареют, красиво фиксируя великое прошлое в современных версиях своих…