Без рубрики

30 лет невероятному Ford GT90

Почему Кларксон назвал его «доказательством существования рая на Земле»?Современный Mustang Shelby GT500 с 771-сильной компрессорной «восьмеркой» — мощнейший дорожный Ford в истории. И со сменой поколений наследника он пока не получил. А помнит ли кто-нибудь, что Ford сравнимой мощности появился еще 30 лет назад, в январе 1995-го? Подозреваем, утвердительно ответят лишь завзятые автомобильные фанаты. Те, кто в конце девяностых рубился в Need for Speed II и уже тогда задавался вопросом: «Почему фантастический шоу-кар Ford GT90 до сих пор не выпускают»?

30 лет невероятному Ford GT90

© Ford

Фордовская линейка середины 90-х для США с трудом ассоциировалась со спортом. У желающих прикупить рамный внедорожник, пикап, небольшую переднеприводную легковушку или огромный заднеприводный дредноут не было никаких проблем с выбором. Поклонникам быстрой техники приходилось сложнее. Самое крутое, чем радовала их FoMoCo — это облегченный трековый Mustang SVT Cobra R с 300-сильной V-образной «восьмеркой» Windsor объемом 5,8 литра. Правда с ним наблюдалось как минимум две серьезные загвоздки: 1) выпущено всего 250 штук, 2) и то не для каждого. К маслкару допускались только обладатели гоночной лицензии.

30 лет невероятному Ford GT90

Ford Mustang SVT Cobra R

Тем сильнее оказался эффект от среднемоторного дебютанта Детройтского автосалона 1995 года — идейного наследника ле-мановского триумфатора GT40 с научно-фантастической внешностью. Пожалуй, даже первый кроссовер Ferrari не породил и половины того цунами, которое обрушил на журналистов и энтузиастов GT90. Кого нынче удивишь паркетником? Смешно… Совсем другая история — сверхмощный и быстрый настолько, что это казалось незаконным, шедевр от производителя компактного Escort.

30 лет невероятному Ford GT90

Первый резонно возникающий вопрос — зачем? Однажды Джереми Кларксон из Top Gear задал его инженеру Фреду Гуднау, мол, суперкар — это всё-таки европейская тема. В переводе с вежливого английского на русский: «Вы, американцы, катаетесь лишь по прямой, ставите на свои двухдверки задний неразрезной мост и ничегошеньки не смыслите в ездовых свойствах». Гуднау ответил так: «Мы хотели доказать, что способны сделать лучшую машину». И у них получилось! Ознакомившийся с супер-Фордом Кларксон назвал его «доказательством существования рая на Земле». Высшая похвала от язвительного циника.

30 лет невероятному Ford GT90

Наверное на воплощение идеи в жизнь потребовалась вечность? Отнюдь! Здесь нас ждет еще одно шокирующее обстоятельство: дивизион Special Vehicle Operations во главе с Джоном Коллетти состряпал GT90 примерно за шесть месяцев! Дело в том, что Ford Motor Company владела Jaguar Cars и, соответственно, имела доступ к сумасшедшему серийному суперкупе XJ220. «Девяностый» унаследовал его алюминиевый монокок и модифицированные компоненты подвески на двойных поперечных рычагах. Расстояние между осями увеличено относительно ягуаровского на 12 дюймов до 116 дюймов (2946 мм).

30 лет невероятному Ford GT90

Когда в планах автомобиль класса суперспорт, нижневальной «восьмеркой» с двумя клапанами на цилиндр не отделаешься. Для монстра разработали 5,9-литровый V12 с 90-градусным развалом, первый двигатель данного типа со времен Lincoln-Zephyr V12 тридцатых-сороковых годов.

По словам моториста Боба Наткина, изначально это секретный проект отдела Advanced Powertrain. «Идея заключалась в дальнейшем развитии концепции модульного агрегата», — говорит он, имея в виду 4,6-литровый 32-клапанный Modular V8 в качестве отправной точки. От двух «восьмерок» отрезали пару цилиндров, а затем сварили их вместе. Получившийся «гибрид» мощностью около 400 л.с. для демонстрационных целей установили в самую неподходящую для этого платформу – огромный рамный седан Lincoln Town Car.

30 лет невероятному Ford GT90

В начале 1994 года Джон Колетти узнал о детище конструкторов и позаимствовал его для запланированного шоу-кара. Силенок, правда недоставало — требовалось минимум 600 л.с. — поэтому решили последовать совету главного советского специалиста по турбокомпрессорам Амаяка Акопяна. «Нужно обязательно дунуть, потому что если не дунуть, то никакого чуда не произойдет». Инженер Рон ДеВергилио смастерил систему с четырьмя турбонагнетателями Garrett T2 и двумя интеркулерами, очевидно, находясь под впечатлением от Bugatti EB110 с quad-turbo. Результат превзошел все ожидания — американский выскочка по своим параметрам в клочья разрывал представителя европейской элиты.

Bugatti EB110 — 30 летСуперкару Jaguar XJ220 — 30 летКак рождался Ford Mustang

30 лет невероятному Ford GT90

Подозреваем, результаты стендовых замеров вызвали бурную реакцию сродни той, когда команда побеждает в гоночном чемпионате. Все-таки не каждый день на мониторе высвечиваются цифры 730 л.с. и 895 Нм. Для сравнения, у EB110 Super Sport «всего» 612 л.с. А еще V12 оказался во всех смыслах горячий. Настолько, что моторный отсек даже пришлось облицевать термопоглощающими керамическими пластинами, похожими на те, что используют в космических шаттлах. Спроектированная FF Developments и Ricardo коробка передач пятиступенчатая механическая. Привод задний.

30 лет невероятному Ford GT90

GT90 имеет мало общего с классикой из-за океана и обладает беспрецедентной динамикой. Разгон до 97 км/ч за 3,1 секунды, до 161 км/ч за 6,2 секунды и максимальная скорость 407 км/ч могла обескуражить даже пилота полноприводного Bugatti. Накройте такое шасси листами фанеры, присыпьте осенними листьями и вы всё равно сорвете бурю оваций: магия цифр перекроет любой казус с эстетикой.

Но GT90 записал на свой счет дополнительную сотню очков за совершенно новый язык дизайна New Edge, который в дальнейшем адаптировали для серийной продукции. Он в радикальной манере обыгрывал тему треугольников, тем самым уподобляя суперкупе бомбардировщику «Стелс».

30 лет невероятному Ford GT90

К запретному плоду прикоснулся не только Джереми Кларксон, но и Джон МакКормик из американского журнала Motor Trend. По его словам, GT90 совсем не привлекательный, а вызывающий раздражение горбатым силуэтом и странным сочетанием плоских поверхностей и треугольных форм. Безумная мощь манила и одновременно пугала: «Как справиться с «сырым» недоработанным шасси? Что, если я отправлю эту уникальную машину в отбойник всего за несколько недель до того, как она должна появиться на выставках во Франкфурте и Токио?».

30 лет невероятному Ford GT90

Откровения начались прямо с порога. Буквально. Ведь порог этот на удивление узкий, низкий и совершенно не напоминает полосу препятствий, как у Lamborghini Diablo. Салон в сравнении с потенциальными конкурентами поражает простором и большим запасом места для ног. Массивный, подпирающий водителя центральный тоннель отсутствует, а механизм переключения передач открыт любопытствующим взглядам.

На холостых оборотах недостаточно откалиброванный двигатель работает немного грубовато. В кабине его приглушенный тембр напоминает скорее Porsche 911, чем Ferrari 512TR. Тугую педаль сцепления приходится выжимать от души, а отполированный рычаг коробки передач включает первую с точностью и четкостью хорошо смазанного механизма. Чтобы тронуться и не заглохнуть надо не стесняться поддать газу.

30 лет невероятному Ford GT90

«Тахометр неисправен и, по моим ощущениям, я переключаюсь примерно на 3000 об/мин. Как-то несерьезно, но я все еще привыкаю к автомобилю. Коробка передач от Jaguar XJ220 переключает относительно легко. С растущей уверенностью я разгоняю суперкар до отсечки на 5900 об/мин. По мере роста оборотов V12 издает характерный вой. Стелющийся поверх него громкий реактивный свист Гуднау приписывает четырем турбокомпрессорам. Они вращаются, но вейстгейты заблокированы в открытом положении, поэтому мотор фактически безнаддувный.

Гуднау не готов подвергать хрупкий кузов нагрузкам на предельной отдаче. Таким образом, в моих руках GT90 развивает максимальную мощность и крутящий момент около отметки 400. Это по-прежнему звучит впечатляюще, но при полностью выжатой педали акселератора он не ускоряется с тем рвением, на которое я рассчитывал. До 70 миль в час ощущается быстрым, хотя и без драмы. Как мне объяснили, это из-за не измененных передаточных чисел коробки «Ягуара». Для тяжелого Ford они слишком высокие», — делился впечатлениями МакКормик.

30 лет невероятному Ford GT90

Хотя журналисту выдали не полносильную версию — сам он признавался, что 3,1 секунды до 97 км/ч не укладываются у него в голове — ничто не мешало оценить управляемость. С отключенным насосом гидроусилителя руля ворочать передние шины Goodyear Eagle размерностью 275/35 ZR 18 нелегко. Тем не менее, Ford быстро и точно реагировал на умеренные отклонения руля (Гуднау запретил агрессивное маневрирование). Тормозные диски AP диаметром 13 дюймов замедляют концепт с яростью. Обзорность вперед великолепная, а назад примерно как у Lotus Esprit. То есть, почти отсутствует. Боковая тоже так себе — изломанная подоконная линия лишает водителя части визуальной информации. Крошечные зеркала заднего вида бесполезны, хотя в каждом есть предупреждающая об объектах в «слепых» зонах лампа-индикатор.

Шоу-кар мало кто видел после детройтской премьеры. Он засветился на Woodward Dream Cruise в 2002 году, посетил Фестиваль скорости в Гудвуде в 2008-м, а в следующем году демонстрировался на мероприятии в честь 45-летия «Мустанга». GT90 хотели продать на аукционе RM Sotheby’s в 2010 году, но в итоге отозвали. Новым хозяином стал Брент Хайек, нефтегазовый магнат и владелец автоспортивного музея в штате Оклахома (Hajek Motorsports Museum).

30 лет невероятному Ford GT90

«Впервые я открыл для себя этот автомобиль в 2003 году во время празднования столетия Ford. Компания отобрала восемь или девять моих машин для показа в рамках мероприятия. Мы отправились на экскурсию в Дирборн, которая включала посещение склада подрядчика. Там я заметил GT90. Я практически забыл, что он существует, но поинтересовался о продаже, а затем потратил несколько лет на заключение сделки», — рассказывал Хайек изданию Classic Driver.

Положение коллекционера сыграло свою роль. Он имел давние отношения со многими ключевыми фигурами в Ford, сыграл важную роль в организации разных громких мероприятий марки и определенно выглядел самым подходящим и достойным кандидатом на роль владельца. GT90 обрел новый дом в 2012 году. Цена не раскрывается. Интересно, она была астрономической или наоборот бросовой «для своих», и её не хотят афишировать, чтобы люди не завидовали?

30 лет невероятному Ford GT90

«В баке плескалось плохое топливо, и оба боковых стекла потрескались в верхней части — очевидно, кто-то потянул за них, чтобы открыть двери. Пришлось изготовить новые за 18 тысяч долларов. Ничего более не потребовалось. Мы залили свежий бензин, и Ford сразу же запустился. Его даже передали с запасными шинами, колесами и всеми документами, касающимися его сборки и истории», — объясняет Хайек.

Похоже, музейный экспонат по-прежнему готов дать жару, хотя мир с гораздо большим удовольствием видел бы его в статусе мелкосерийной модели. По словам Фреда Гуднау, полностью конкурентоспособный суперкар несомненно появился бы, будь у концерна программа разработки на два-три года. «Возможно это самая умная и захватывающая машина из существовавших», — сыпал Кларксон энтузиастам соль на рану. Единственный способ познакомиться с GT90 — отправиться в Оклахому или запустить на компьютере автосимулятор. Кстати, в виртуальном пространстве он полносильный, с работающими вейстгейтами.

Источник: motor.ru

Похожие записи

Поддерживаемый Трампом криптопроект переводит $61,4 млн в Ethereum на Coinbase: грядет крупная ликвидация?

Криптовалютный проект семьи Трампа World Liberty обменял биткоины на Ethereum и USDT на сумму 61,4 миллиона долларов. Обмененные средства попали в Cow Protocol и Coinbase Prime. Однако в…

CryptoPunks доминируют на рынке NFT с самыми высокими недельными продажами

На прошедшей неделе сектор NFT показал значительную активность. Согласно отчету компании Phoenix Group, коллекция CryptoPunks заняла лидирующую позицию на рынке NFT, возглавив рейтинг продаж за последнюю неделю, что…

Рост стейблкоинов смещается в сторону Solana, зафиксирован приток $3,13 млрд.

Солана прогнозирует рост стейблкоинов на 3,13 миллиарда долларов, опередив другие блокчейны всего за одну неделю. Рост стейблкоинов Ethereum ниже: за тот же период было добавлено всего 652 миллиона…

Трамп вернулся в Белый дом: как изменится курс доллара к рублю, покупать ли валюту?

Этот материал будет полезен нашим читателям, которые хотят узнать, как изменится валютный курс после инаугурации Дональда Трампа. С 1 января 2025 года курс доллара по отношению к рублю…

Обзор автомобилей Jetour: сочетание комфорта, технологий и надежности

Китайский автомобильный бренд Jetour продолжает укреплять свои позиции на мировом рынке. Он предлагает современные модели, сочетающие элегантный дизайн, высокие технологии и надежность. Среди актуальных предложений бренда особенно выделяются…

Британцы рассекретили обновленный Aston Martin Vantage Roadster

Обновленный суперкар Aston Martin Vantage был представлен в феврале двадцать четвертого, а теперь вот британцы модернизировали и его открытую Roadster-версию. Последняя получила такую же внешку, что и закрытая…